7 февраля
в 19:00 (среда)
встреча посвящена 460-летию со дня рождения Шекспира
«Шекспир в диалоге с нашей эпохой»

В 2024 году мир отмечает 460-летие со дня рождения Шекспира. Более четырёх веков личность и тексты величайшего Автора не перестают притягивать своими непостижимыми загадками. Разрешима ли тайна имени «Уильям Шекспир» и зачем нужно было скрывать своё авторство? Обретёт ли наша цивилизация прототекст шекспировских пьес или будет блуждать в лабиринте искажённых смыслов? Сейчас – начало или конец игры с шекспировскими сочинениями?
Слушатели смогут узнать, почему именно в XVI веке в Англии рождается «Шекспир», каких ответов потребовало от человека историческая эпоха, лишившаяся опоры в религии и традиционных ценностях. Получат возможность понаблюдать за принципом порождения поэтических образов Шекспира в «Сонетах», а также спецификой создания в его трагедиях образа мира, лишённого смысла. Слушатели смогут проследить, в каких героях и мотивах театра Шекспира наше время угадывает себя. Узнают о новых трактовках трагедий «Гамлет», «Отелло», «Макбет» и «Король Лир». Смогут оценить спор с Шекспиром современной литературы, снова задуматься о границе между гением и безумием, а также поразмышлять над вопросом о том, почему Шекспир служит страховкой европейской культуры, образцом человечности как мы её понимаем.
9 марта
в 18.00 (суббота)
встреча посвящена 170-летию со дня рождения Оскара Уайльда
«Блеск и трагедия таланта О. Уайльда (к 170-летию писателя)»

Что питает легендарную славу О. Уайльда: талант писателя и теоретика литературы, воплощённая в творчестве философия индивидуализма или скандальность публичного поведения? Как представления Уайльда об истинном искусстве проявлялись в сотворении им собственного образа и литературного стиля?

Слушатели смогут проследить, как формировались эстетические взгляды О. Уайльда, его интеллектуальные и моральные предпочтения. Получат возможность поразмышлять о месте и роли творчества писателя в английской литературе. Смогут понаблюдать, в чём заключалась миссионерская роль Уайльда – индивидуалиста и изгнанника, а также оценить силу воздействия его мышления на культуру и литературу XX века. Слушатели увидят Уайльда как наследника Байрона: понимание творчества как общественного действия, установка на экспериментальность письма, поза романтического бунтарства. Узнают, как проявляется оригинальность стилистической манеры в поэзии и прозе Уайльда, а также поразмышляют над загадками текста романа «Портрет Дориана Грея» как шедевра писателя и выражении его эстетики.
17 апреля
в 19:00
(среда)
встреча посвящается
390-летию со дня рождения Мадам де Лафайет и 220-летию со дня рождения Жорж Санд

«Женщина в роли автора (от Марии Французской до Жорж Санд)»

Когда женщины начали выступать в литературе в роли авторов? Как гендер определяет характер литературного текста? Каков спектр проблематики произведений, созданных женщиной? Выдержали ли женщины соперничество с мужчинами в литературе? Почему некоторые писательницы предпочитали скрывать свой пол под мужским псевдонимом?
Слушатели смогут узнать о судьбе и творчестве наиболее известных представительниц европейской литературы – от первой поэтессы нашей эры Марии Французской до Жорж Санд. Понаблюдают, какие социальные условия и личные мотивы способствовали выражению писательского таланта женщин. Узнают интересные факты биографии таких писательниц, как Маргарита Наваррская, Мадам де Лафайет, Жермена де Сталь и Жорж Санд. Проследят, насколько успешно они усваивали традиции «мужской» литературы и вместе с тем полемизировали с ней, отстаивая свою женскую индивидуальность. Слушатели смогут увидеть, как в произведениях поэтесс и писательниц отражались феминистические идеи, какие новые грани женщины в роли авторов открыли в изображении общества, брака, любви, искусства. Узнают, как представительницы прекрасного пола осознавали себя в творческой роли и почему некоторые из них предпочитали ассоциировать себя с мужчинами. Узнают о том, чем отличается литература, написанная женщиной, от такого явления, как «женская литература». Слушатели получат возможность поразмышлять, каким образом в XX веке проблема границы между «мужским» и «женским» приобретает особую остроту и почему при попытках её устранения она проявляется всё отчётливее. Наконец, что удалось женщинам как авторам изменить в европейском культурном сознании.
29 мая в 19.00
(среда)
встреча посвящается 140-летию
Е. Замятина и
130-летию
О. Хаксли
«Фантастическое и реальное в пространстве романа-антиутопии XX века (О. Хаксли, Дж. Оруэлл, Е. Замятин)»

Что такое роман-антиутопия и почему расцвет этого жанра приходится на XX век? Какова роль фантастики в антиутопиях европейских писателей и какие приметы исторической реальности в них можно наблюдать? Каковы перспективы развития мировой цивилизации в антиутопиях и от чего предостерегают их авторы читателей? Какие культурные ценности подвергаются пересмотру в антиутопиях и в чём можно видеть альтернативу отрицательной модели общества?

Слушатели смогут узнать о художественных особенностях романа-антиутопии и творчестве наиболее известных авторов, обращавшихся к этому жанру, – О. Хаксли, Дж. Оруэлла, Е. Замятина. Понаблюдают, какие цивилизационные изменения, а также философские концепции явились предпосылкой появления критико-сатирических повествований в XX веке. Проследят зыбкость границы между фантастическим и реальным в изображении перспектив развития общества. Слушатели узнают, с помощью каких изобразительных приёмов авторы антиутопий раскрывают конфликт героя с обезличивающей социальной системой. Проследят, на какие политические и экономические процессы была направлена критика в романах-антиутопиях (идеология, технократия, общество потребления, тоталитарные режимы и др.). Смогут поразмышлять, какие потенциалы биологической и духовной природы человека могут быть спасительными в его противостоянии враждебному миру.
10 июля в 19.00
(среда)
встреча посвящается 180-летию
со дня рождения Поля Верлена
«Душа-поэзия: тайна текстов Поля Верлена»

В чём особенность гениальности и славы Верлена-поэта? Какие секреты слова открыл Верлен своим поэтическим прозрением? Чем заплатил французский поэт за свой талант? Как соединились в его творчестве гармония и разлад мира? Как Верлен пронёс судьбу «проклятого поэта»?

Слушатели смогут узнать о поэтическом мире одного из самых известных представителей французского символизма – Поля Верлена. Проследят развитие его драматической судьбы и становление его мировидения, смогут оценить характер диалогического пересечения жизни и творчества Верлена и Артюра Рембо. Получат возможность понаблюдать над музыкальностью, импрессионистичностью, ритмикой лирики Верлена в его шедевре – сборнике «Романсы без слов». Слушатели поразмышляют над особенностью любовных и религиозных мотивов в стихах Верлена, а также его представлениях о природе поэзии и её предназначении. Узнают о пророчестве Верлена о самом себе и искусстве в книге «Проклятые поэты», а также культурном феномене поэтического дара как «проклятости». Смогут установить преемственную связь между поэтами XIX и XX веков – Бодлером, Верленом, Рембо, Малларме, Аполлинером, Элюаром.
14 августа
в 19.00
(среда) встреча посвящается 150-летию
со дня рождения Сомерсета Моэма
«”Весь мир - театр...”: мифологема жизни-игры в европейской литературе от Шекспира до Моэма»

Как зародилась и развивалась в мировой литературе тема театральной игры? Как образ театра изменялся в литературных текстах с развитием культурных предпочтений от Возрождения до XX века? Чем привлекал авторов мотив театральности? В каком значении могли использоваться такие атрибуты театра, как сцена и маска? Как могла раскрываться идея игры-правды и жизни-лжи?

Слушатели смогут узнать, как «играло» европейское Возрождение, что такое карнавальность и «литература о дураках». Понаблюдают, как тема всеобщего лицедейства проявилась в творчестве Шекспира – весёлая игра природы в комедиях и драматизм исторической и социальной роли в трагедиях и хрониках. Проследят, как тема театра воплотилась в литературе барокко – жизнь как иллюзия, проблема лица и маска, сущности и видимости. Слушатели смогут увидеть, как мотив театральности раскрылся в классицизме – комедиях Мольера и Корнеля. Узнают, какое выражение образ театра нашёл в литературе эпохи Просвещения: природная естественность и санкционированное обществом притворство, проблема «быть» и «казаться» (драматургия Бомарше, Шеридана и др.). Узнают о гениальных «актёрах» самих себя – авторах романтической эпохи, творивших миф о себе. Оценят необычность поворота темы игры в романе Моэма «Театр». Смогут поразмышлять над вопросом о правде и вымысла в литературе модернизма и постмодернизма.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum