17 декабря (вторник)
встреча посвящается 500-летию
со дня рождения
Пьера де Ронсара
"У истоков французской поэзии: от трубадуров к Ронсару"
Как родилась европейская поэзия? Кто были первыми французскими поэтами и что питало их творчество? Как развивалась французская поэзия в Средние века и эпоху Возрождения? Какова роль в развитии французской поэзии таких её представителей, как Рюьбёф, Карл Орлеанский, Франсуа Вийон, Клеман Маро, Пьер де Ронсар? Каковы этапы развития французской поэзии XI-XVI веков?
Слушатели смогут узнать, кто такие голиарды и трубадуры, о чём они писали и как повлияли на развитие европейской поэзии. Понаблюдают за жанровым многообразием лирики трубадуров, смогут оценить чувственность, балагурство и шутовской маскарад поэзии голиардов. Проследят, как во Франции происходит становление городской лирики и оформляются поэтические объединения. Узнают о творчестве Рютбёфа, пародировании им куртуазной морали, обращении поэта к актуальным проблемам общественной и политической жизни. Понаблюдают, как развивались принципы риторической поэзии в творчестве Эсташа Дешана и Карла Орлеанского, как в их стихах повторялись традиционные темы и отражались события жизни автора. Слушатели узнают, кто такие «великие риторики» и как в их поэзии формируется образ поэта-наставника. Смогут оценить грандиозность фигуры Франсуа Вийона – первого поэта современности. Поразмышляют о маргинальности его личности, скандальности его судьбы, автобиографических мотивах в его поэзии, разрушении канонов средневековой поэзии, пародийном и игровом начале его лирики, а также глубоко трагическом мировосприятии, открывающемся в основных темах его поэзии: богатства и бедности, чести и бесчестия, любви и предательства, веры и безверия, молодости и старости, жизни и смерти. Слушатели поразмышляют о новых поэтических формах, реформировании жанровой системы, языковых экспериментах, поиске новых средств изобразительности в поэзии Клемана Маро и представителей Плеяды. Увидят роль в истории французской поэзии Пьера де Ронсара, особенность его поэтических сборников, найдут объяснение его славы как «поэта любви».