25 сентября
в 19.00
(среда)
встреча посвящена
720-летию
со дня рождения
Франческо
Петрарки
«Поэтический миф Петрарки (от Возрождения к XXI веку)»

Какова роль Петрарки в истории мировой поэзии? В чём секрет его многовековой славы? Какой гуманистический идеал задал Петрарка своей поэтической личностью? Почему сборник стихов «Канцоньере» вызвал многочисленные подражания? Как изменился в лирике Петрарки куртуазный идеал дамы и образ влюблённого поэта?

Слушатели получат возможность поразмышлять о том, как на протяжении многих веков складывается поэтический миф Петрарки, узнают о загадках его судьбы и многогранности его сочинений, которые несут печать противоречивости его личности. Слушатели узнают о том, какое место занимает Петрарка в литературе итальянского Возрождения и почему его считают зачинателем европейской поэзии Нового времени. Смогут увидеть связь Петрарки с традициями трубадуров и Данте и особенность их трансформации. Проследят, в творчестве каких поэтов Европы заметно влияние Петрарки, в чём они подражали ему и как с ним спорили, поразмышляют, в чём специфика «петраркизма» и судьба этого явления в истории поэзии. Понаблюдают, какая поэтическая образность определяет фигуру возлюбленной Петрарки в «Канцоньере» и какие легенды связаны с образом Лауры. Слушатели смогут оценить особенность разработки Петраркой жанров сонета и канцоны. Узнают о многочисленных аллюзиях на поэтические тексты Петрарки в литературе XIX-XX веков.    
23 октября в 19:00 (среда)
встреча посвящается
180-летию
со дня рождения Анатоля Франса
«Если хочешь быть философом – пиши романы…»: французский философский роман XVIII – XX веков

Что такое «философский роман» и каково его место в истории европейской словесности? Какие тактики романического письма позволяют философии стать литературой? Какие философские идеи разворачивались в сюжет и как встречались читательской аудиторией? Как зарождается французский философский роман и какова судьба этого жанра в XX веке?

Слушатели узнают об основных признаках жанра философского романа и его истоках в мировой словесности. Понаблюдают, как этот жанр развивался во французской литературе XVIII и XIX веков в творчестве таких его представителей, как Ш. Монтескье («Персидские письма»), Ж.-Ж. Руссо («Эмиль»), Д. Дидро («Племянник Рамо» и «Жак-Фаталист»), Маркиз де Сад («Жюстина», «Алина и Валькур»), О. де Бальзак («Шагреневая кожа»), Ж.-К. Гюисманс («Наоборот»). Слушатели проследят, какие философские идеи нашли отражение в названных романах, какие представления о человеке и судьбе европейской цивилизации развивали эти авторы, в чём видели идеал и от чего предостерегали современное общество. Получат возможность поразмышлять, как традиции философского романа получат развитие в XX веке в творчестве А. Франса, А. Жида, А. Мальро, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Ответят на вопрос, в чём причина огромной популярности произведений этих авторов, идеям каких философов XX века они оказываются близки, в чём оригинальность их философского мышления. Смогут увидеть путь этих авторов к современному читателю, актуальность их диалога с нами.
12 ноября в 19.00 (вторник)
встреча посвящается
200-летию
со дня рождения Александра Дюма-сына
«Богиня и /или куртизанка: образ женщины во французском романе (со средневекового "Романа о Розе" до "Дамы с камелиями")»

Как появилось и что означает французское выражение «ищите женщину»? Как французы на протяжении веков мыслили природу женщины и какое место женщина занимает в национальном культурном сознании? Насколько многолик и изменчив образ женщины в изображении французских романистов?

Слушатели смогут узнать, как начиная со Средневековья французские авторы изображали женщину и в каких ролях – богини, возлюбленной, вдохновительницы, жены, любовницы или куртизанки – она представала. Проследят, насколько многогранен характер женщины в романическом повествовании Средних веков: куртуазный образ Дамы и спутницы («Эрек и Энида» Кретьена де Труа), загадочный образ Изольды и власти эроса (романы Беруля и Тома), идеальная сущность и пороки прекрасного пола в «Романе о Розе» Г. де Лорриса и Ж. де Мена. Смогут оценить роль женщины в галантной культуре XVII века: женщина как образец образованности и утончённого вкуса («Клелия» М. де Скюдери), психологическая глубина в изображении колебаний между верностью и изменой («Принцесса Клевская» М. де Лафайет). Слушатели понаблюдают, как усложняется изображение женщины во французском просветительском романе XVIII века: мотив продажной страсти («Манон Леско» Прево), образ женщины-монстра («Опасные связи» Ш. де Лакло), высокий идеал женщины – возлюбленной, жены и матери («Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо). Проследят особенности постижения Женщины в литературе романтизма: духовная красота женщины-ребёнка в образе Эсмеральды («Собор Парижской богоматери» В. Гюго), женщины, питающие высокую страсть и любовь-тщеславие («Красное и чёрное» Стендаля). Слушатели получат возможность поразмышлять о преодолении традиционного канона «идеальной женственности»: примитивное и бытовое в женском характере («Мадам Бовари» Г. Флобера), драматизм судьбы замужней женщины («Жизнь» Г. де Мопассана), изображение куртизанки и переосмысление темы продажной любви («Блеск и нищета куртизанок» О. де Бальзака, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына).    
17 декабря (вторник)
встреча посвящается 500-летию
со дня рождения
Пьера де Ронсара
"У истоков французской поэзии: от трубадуров к Ронсару"

Как родилась европейская поэзия? Кто были первыми французскими поэтами и что питало их творчество? Как развивалась французская поэзия в Средние века и эпоху Возрождения? Какова роль в развитии французской поэзии таких её представителей, как Рюьбёф, Карл Орлеанский, Франсуа Вийон, Клеман Маро, Пьер де Ронсар? Каковы этапы развития французской поэзии XI-XVI веков?

Слушатели смогут узнать, кто такие голиарды и трубадуры, о чём они писали и как повлияли на развитие европейской поэзии. Понаблюдают за жанровым многообразием лирики трубадуров, смогут оценить чувственность, балагурство и шутовской маскарад поэзии голиардов. Проследят, как во Франции происходит становление городской лирики и оформляются поэтические объединения. Узнают о творчестве Рютбёфа, пародировании им куртуазной морали, обращении поэта к актуальным проблемам общественной и политической жизни. Понаблюдают, как развивались принципы риторической поэзии в творчестве Эсташа Дешана и Карла Орлеанского, как в их стихах повторялись традиционные темы и отражались события жизни автора. Слушатели узнают, кто такие «великие риторики» и как в их поэзии формируется образ поэта-наставника. Смогут оценить грандиозность фигуры Франсуа Вийона – первого поэта современности. Поразмышляют о маргинальности его личности, скандальности его судьбы, автобиографических мотивах в его поэзии, разрушении канонов средневековой поэзии, пародийном и игровом начале его лирики, а также глубоко трагическом мировосприятии, открывающемся в основных темах его поэзии: богатства и бедности, чести и бесчестия, любви и предательства, веры и безверия, молодости и старости, жизни и смерти. Слушатели поразмышляют о новых поэтических формах, реформировании жанровой системы, языковых экспериментах, поиске новых средств изобразительности в поэзии Клемана Маро и представителей Плеяды. Увидят роль в истории французской поэзии Пьера де Ронсара, особенность его поэтических сборников, найдут объяснение его славы как «поэта любви». 
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum