Цикл лекций «Пушкин и мировая литература»

В цикле лекций планируется осветить творческие связи Пушкина с представителями других европейских литератур: Данте, Боккаччо, Петраркой, Шекспиром, Байроном, В. Скоттом, Сервантесом, Шиллером, Гёте, Шенье, Гюго, Мицкевичем и др. Цель цикла заключается в том, чтобы показать величину русского национального гения в сопоставлении с наиболее яркими поэтами и писателями других стран, проследить особенность его художественных поисков (эксперименты с поэтическими и прозаическими жанрами, интерпретация «вечных тем» литературы, заимствование и варьирование романтических образов и мотивов, обогащение выразительных средств поэзии, реформирование стилистической системы русского языка и  его изобразительных возможностей) в контексте развития мировой словесности. Акцент будет также сделан на «всемирной отзывчивости» Пушкина, «перевоплощении своего духа в дух чужих народов» (выражение Достоевского), то есть отражении в творчестве Пушкина разных национальных характеров, специфики разных национальных культур: французской, испанской, английской, итальянской, немецкой, польской. Один из вопросов, который предполагается осветить, как в сопоставлении с художественным миром других крупных представителей европейских литератур Пушкин продвигался к осмыслению особенности русских истории и быта, русского национального характера с его нравственными и этическими ценностями. 
background
15 января в 19.00 (среда)
лекция
«И недочитан мрачный стих...»: Пушкин и Данте
Как Пушкин пришёл к открытию поэзии Данте? Какие образы поэтического мира «Божественной комедии» привлекали его? Каков характер сближения между гениями русской и итальянской литератур, чьё творчество разделено пятью веками? Почему Пушкин назвал Данте «суровым» и «диким»?  

Слушатели смогут узнать о том, что в драматической судьбе Данте и его грандиозной поэме «Божественная комедия» привлекает европейского читателя вот уже много столетий. Понаблюдают, как романтическая эпоха Пушкина воспринимала средневековый мистицизм Данте и его гениальное миротворчество. Смогут оценить, почему Пушкин говорил о том, что в «Божественной комедии» Данте «чудною силою поэта» воплощены всё знание и вся духовная жизнь Средневековья. Слушатели проследят, как итальянский поэт создаёт образы ада и рая, каково место в его поэтическом универсуме высокого идеала женщины – Беатриче. Узнают, какие образы в «Евгении Онегине», «Бесах», «Анжело», «Медном всаднике» отсылают к вечной поэме Данте. Получат возможность поразмышлять над загадками пушкинских стихотворений, по традиции определяемых как «Подражание Данте». Смогут ответить на вопросы, почему логика разворачивания образности в этих стихах ставит исследователей в тупик и насколько помогает «Божественная комедия» как поэтический шифр постичь тайнопись пушкинских текстов. Узнают о том, как Пушкин через пародию интерпретировал мотивы совести, поступка, греха и наказания. Проследят, в чём отличие «видений» у Данте и Пушкина как людей разных культурных эпох, разного мировоззрения и разного характера поэтического письма. Увидят, повлиял ли пример «Божественной комедии» на отражение характера женственности и любовного чувства в стихотворении Пушкина «В начале жизни школу помню я…».
Библиотека просит регистрироваться по ссылке:
Пушкин и Данте

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum