Симонова Л.А. Французская предклассицистическая драма. Э. Жодель, Р. Гарнье, А. де Монкретьен, А. Арди. - М., Буки-Веди, 2017. - 312 с.
В книге рассматривается творчество крупнейших французских драматургов середины XVI - начала XVII веков - Э. Жоделя, Р. Гарнье, А. де Монкретьена, А. Арди, с именами которых связано возникновение и развитие гуманистической драмы, предваряющей становление классицистического театра. Автором монографии предлагается новый подход к исследованию риторической природы драматургических жанров (трагедии, трагикомедии, пасторали) в их функционировании в XVI - XVII веках.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. ФРАНЦУЗСКАЯ ТЕОРИЯ ДРАМЫ В XVI ВЕКЕ.............................................................................40
1. У истоков французской теории драмы. Трагедия в определении авторов поэтик XVI века....................................................................................................................................................40
2. Осмысление античной теории драмы Жаком Гревеном ("Краткое рассуждение о том, как понимать это собрание драматических сочинений")...................................................................................................43
3. "Об искусстве трагедии" Жана де ла Тайля - прорыв в развитии французской теории драмы.................................................................................................................................................46
ГЛАВА II. ПАССИВНОСТЬ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ТРАГЕДИЙ ЭТЬЕНА ЖОДЕЛЯ.............................51
1. "Пленённая Клеопатра": характер драматического воспроизведения исторического героя...................................................................................................................................................51
2. "Дидона, приносящая себя в жертву": особенность драматической разработки эпического сюжета................................................................................................................................................62
ГЛАВА III. УКРЕПЛЕНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТРАГЕДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ РОБЕРА ГАРНЬЕ...............................................................................................................................................70
1. Принцип построения драматической риторики как авторская рефлексия над эстетикой трагического ("Порция")...........................................................................................................................................70
2. Становление исторического сюжета ("Корнели")................................................................................85
3. Контаминация исторического и любовного сюжетов. Открытие ролевого противоречия ("Марк Антоний")...........................................................................................................................................94
4. Свобода интерпретации мифа. Оправдание Федры ("Ипполит")...........................................................115
5. "Троянка": миф как испытание пределов трагического........................................................................129
6. Проблема героического действия ("Антигона")..................................................................................147
7. Преодоление трагического ("Иудейки")..............................................................................................161
8. Трагикомедия "Брадаманта": рождение нового драматического жанра.................................................174
ГЛАВА IV. ТВОРЧЕСТВО АНТУАНА ДЕ МОНКРЕТЬЕНА: РАЗРЫВЫ РИТОРИКИ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАГЕДИЙНОГО ХАРАКТЕРА...............................................................................................................184
1. "Карфагенянка, или Свобода": набросок творческой перспективы.......................................................184
2. "Аман": новый тип трагического героя...............................................................................................192
3. "Давид": исчезновение трагического героя.......................................................................................204
4. "Лакедемонянки": код трагедийного жанра........................................................................................213
5. "Шотландка": примерка исторической роли.......................................................................................223
6. На подступах к классицистической трагедии ("Гектор")......................................................................228
7. "Гектор": природа героического образа............................................................................................ 249
8. "Пастораль": трагическое и комическое в регистре условности..........................................................263
ГЛАВА V. ТЕАТР АЛЕКСАНДРА АРДИ: РАЗРУШЕНИЕ ЕДИНСТВА ДРАМАТИЧЕСКОЙ РИТОРИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ.......................................................................................................................................270
1. Десакрализованное пространство трагедий Арди. Психология поступка ("Дидона, приносящая себя в жертву").............................................................................................................................................270
2. Механика действия и "холостые" смысловые сигналы традиционной трагедийной риторики ("Седаз, или Нарушенный закон гостеприимства")............................................ .......................................................274
3. Трагедия кризиса героической риторики ("Пантея")...........................................................................278
4. "Мелеагр": распад героической роли................................................................................................284
5. "Проклея, или Роковая ревность": сворачивание дискурса..................................................................287
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................290
БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................................................................309