29 января 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 400-летию со дня рождения Мольера

В программе:
1. Лекция-презентация «Мольер: жизнь в театре». В лекции рассматривается личность Мольера в контексте исторической эпохи («великий век» короля Солнца), путь Мольера к оригинальной драматической манере, его неудачи и успех в роли актёра и автора комедий, отношение Мольера с обществом и властью (покровительство Людовика XIV). Особое внимание уделяется Мольеру как автору «высоких комедий», разбору сюжетов и характеров действующих лиц комедий «Тартюф», «Мизантроп», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве». Показывается роль и место Мольера в театральной культуре Франции (Комеди Франсез как «дом Мольера»). Очерчивается восприятие творчества Мольера в России.

2. Круглый стол. Тема: «Тартюф, Альцест, Журден, Гарпагон – вечные социальные типы?». Проблемы: связь театра и реальности; драматический герой как отражение социального порока; Лицемерие (Тартюф), конфликтность (Альцест), тщеславие (Журден), скупость (Гарпагон) в текстах пьес Мольера и современной действительности; чем смешны и страшны герои Мольера; в чём актуальность комедий Мольера.

3. Беседа за чаем. Тема: «Профессия актёра в XVII веке. Театр и другие развлечения при дворе Людовика XIV». Вопросы для обсуждения: почему профессия актёра была неуважаемым ремеслом во времена Мольера; каков был характер сценической игры (искусство декламации, жестикуляции, интонации и т.д.); театр как актёрский коллектив и место постановки; кочующие труппы и театры Парижа; место театра в увеселениях королевского двора.
26 февраля 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 220-летию со дня рождения Виктора Гюго

В программе:
1. Лекция-презентация «Литературный гений В. Гюго». В лекции очерчивается фигура Гюго как первого поэта Франции, анализируется поэзия Гюго в её основных образах и мотивах. Особое внимание уделяется роли Гюго в развитии французского романтизма. Рассмотрение личности и творчества Гюго предполагает выход к вопросу о его политической деятельности, конфликте с властью, изгнанию и возвращению на родину. Из прозаического творчества писателя выделяется роман «Отверженные», его сюжет, герои, современное восприятие романа, а также особенности его экранизаций (интерпретативные акценты, режиссура, актёрская игра).

2. Круглый стол. Тема: «Кто такие ”отверженные”? ”Отверженные”: тогда и теперь». Проблемы: «отверженные» как изгои, маргиналы, нищие…; отношение общества к «отверженным»; литература и гуманизм; Гюго как страдалец за людей; романы, повести, рассказы в мировой литературе на тему «отверженных»; актуальность проблемы «отверженных»; политика, общество и литература.

3. Беседа за чаем. Тема: «”Собор Парижской Богоматери”: роман Гюго и мюзикл». Вопросы для обсуждения: в чём отличие романа Гюго и мюзикла; проблема популяризации классической литературы, разрыв с сакральностью прототекста, «серьёзная» литература и индустрия развлечений. 


26 марта 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 220-летию со дня рождения Александра Дюма

В программе:
1. Лекция-презентация «Мировые бестселлеры Александра Дюма». В лекции освещается вклад Дюма в литературу, а также переоценка его творчества в последние десятилетия. Разбирается роль Дюма в развитии французского романа и популяризации французской истории. Рассматривается проблема связи творчества Дюма с романтизмом. Анализируется творческая лаборатория Дюма, в частности, прослеживается характер его работы над романами и публикационной активности. На примере таких бестселлеров, как «Три мушкетёра», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо», в лекции подробно прослеживается особенность историзма романов Дюма, ставится вопрос о мифе и реальности в романах писателя, очерчивается характер интриги, образы героев и их прототипы.    

2. Круглый стол. Тема: «Творчество Дюма и исторический роман». Проблемы: понятие «историзма» в литературоведении; развитие исторического романа от В. Скотта до Пелевина; верим ли мы в реальность вымысла, вопрос о «правдивости» повествования; особенности разработки исторического сюжета в произведениях Скотта, Гюго, Мериме, Флобера, Франса, Дрюона, Турнье; история в романах В. Пикулья, В. Пелевина.

3. Беседа за чаем. Тема: «Французские и отечественные экранизации романов А. Дюма». Вопросы для обсуждения: «Три мушкетёра» во французском и отечественном кинематографе – роли и актёры, находки режиссёров и обаяние актёрской игры; «Граф Монте-Кристо»: эстетика трагического, судьба героя в подаче актёров (французский фильм 1954 года в главной роли с Жаном Маре, советский фильм 1988 «Узник замка Иф» 1988 года в главных ролях с Е. Дворжецким и В. Авиловым).  
30 апреля 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 310-летию со дня рождения Жан-Жака Руссо

В программе:
1. Лекция-презентация «Ж.-Ж. Руссо – грандиозная фигура французского Просвещения». В лекции освещается личность Руссо и его место во французском Просвещении. Особое внимание уделяется личности Руссо, какой она представлена в автобиографической прозе писателя («Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя»). Рассматривается характер автобиографического повествования Руссо в аспекте проблемы доверительной откровенности и скандального саморазоблачения. В лекции на примере трактатов Руссо и его романа «Эмиль, или О воспитании» анализируются просветительские идеи французского мыслителя как мечта об идеальном обществе и человеке. Ставится проблема диалогической связи и противоборства разных идейно-философских позиций, особо выделяется столкновение позиций Руссо и Вольтера. В заключении очерчивается драматизм судьбы Руссо, его конфликт с просветителями и французским обществом, его отверженность и публичное покаяние (диалог «Руссо судит Жан-Жака»). Указывается на открытие творчества Руссо современностью, многочисленные интерпретативные анализы его текстов.

2. Круглый стол. Тема: «Руссо и сентиментализм». Проблемы: роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» и черты сентиментализма в нём; «Новая Элоиза» как роман о гармонии чувства или трагедия неосуществимости; Кларан как просветительская утопия; изображение идеальной семьи и любви в романе загадка гибели главной героини романа; восприятие творчества Руссо в России; влияние творчества Руссо на русскую литературу; Руссо и «руссоизм».

3. Беседа за чаем. Тема: «Возможно ли осуществление идеи ”естественного человека”». Вопросы для обсуждения: возможно ли гармоничное развитие человека в пространстве современной цивилизации; что мы понимаем под «естественным человеком»; просветительские концепции «естественного человека» и современный взгляд на них; возможен ли побег из общества без разрыва с ним – ответы писателей и социологов.

28 мая 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 290-летию со дня рождения Бомарше

В программе:
1. Лекция-презентация «Загадка притягательности образа Фигаро». В лекции французский драматург Бомарше показывается великим авантюристом своего времени, человеком, привлекавшим к себе интерес европейского общества и вместе с этим автором знаменитых пьес, ярким мыслителем эпохи. Особое внимание уделяется особенности разработки Бомарше драматического конфликта в его комедиях «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». На примере данных комедий разбирается вопрос о характере критики общества драматургическими средствами. Подробно анализируется образ Фигаро, показывается смешное и трагическое в его образе. Ставится проблема связи комедий Бомарше и общественно-исторической ситуации того времени, а также идей, питающих Великую французскую буржуазную революцию. Очерчивается специфика выражения в комедиях Бомарше эпохального социально-исторического кризиса.  

2. Круглый стол. Тема: «Особенности комизма пьес с социальной проблематикой». Проблемы: тип героя-отщепенца (Альцест в «Мизантропе» Мольера, Фигаро в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, Сирано де Бержерак в «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, Беранже в «Носороге» Ионеско). «Лишние люди» в литературе и жизни.

3. Беседа за чаем. Тема: «Постановка ”Севильского цирюльника” и ”Женитьбы Фигаро” на сценах московских театров». Вопросы для обсуждения: причина интереса к творчеству Бомарше отечественной театральной культурой в XX и XXI веках; культовые постановка «Женитьбы Фигаро» на сцене Театра Сатиры и Ленкома; А. Миронов и Дм. Певцов в роли Фигаро.
28 мая 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 160-летию со дня рождения Мориса Метерлинка

В программе:
1. Лекция-презентация «Режиссура и сценография символического театра Метерлинка». В лекции прослеживается жизненный путь Метерлинка. Подробно разбирается связь творчества Метерлинка с символизмом. Анализируются основные образы и мотивы поэзии Метерлинка. Подробно рассматривается особенность драматургического метода Метерлинка, проблема сценического воплощения автором идейного замысла. Ставится проблема символизма пьес Метерлинка как поиск драматургом выражения «невыразимого». Разбирается притчевый характер пьес Метерлинка. Рассматривается философский подтекст пьесы «Слепые», разные подходы к её объяснению. Анализируется характер художественного осмысления Метерлинком загадки жизни и смерти в пьесах «Непрошенная», «Там внутри», «Смерть Тентажиля». 

2. Круглый стол. Тема: «Загадка успеха философской пьесы-притчи ”Синяя птица”». Проблемы: трактовка символа «синей птицы»; постановки пьесы «Синей птицы» на сценах европейских театров.

3. Беседа за чаем. Тема: «Символ в поэзии, прозе и драме». Вопросы для обсуждения: природа символа как изобразительно-выразительного средства; почему искусство мыслит символами; символы в живописи, кино, скульптуре, архитектуре, литературе.

Создано на Craftum