225-летие со дня рождения А.С. Пушкина

К юбилею великого поэта Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина предлагает цикл лекций «Пушкин и Франция».
Цель проекта – представить многогранность личности и творческого наследия Пушкина, очертить становление поэтического дарования русского гения в связи с французской культурой и литературой. На лекциях будет освещена культурная эпоха России первой трети XIX века, в частности, представлено распространение в обществе французских философских и политических идей, французской моды и французской литературы, рассмотрен феномен двуязычия (бытование в дворянской среде французского языка), показано развитие в русской литературе сентиментализма и романтизма с ориентацией на западноевропейские модели. Пушкин будет представлен сторонником сближения России с западноевропейской цивилизацией и укоренения на русской почве либеральных идей и представлений о личностной свободе. Особое внимание уделяется восприятию русским дворянством просветительских идей и Великой французской буржуазной революции. Рассматривается влияние на молодого поэта идей французских просветителей – Вольтера, Монтескье, Дидро. Подробно рассматривается осмысление Пушкиным фигуры Наполеона как исторического гения. Ставится проблема влияния на манеру поэтического письма Пушкина французского языка, а также разных жанров европейской лирики (элегия, послание, ода и т.д.). Разбирается перекличка поэтических мотивов и образов лирики Пушкина с его любимыми французскими поэтами – Э. Парни и А. Шенье. Раскрывается вопрос о том, как в творчестве Пушкина формируется русская реалистическая проза в диалоге – заимствовании повествовательных и стилистических моделей и их критическом переосмыслении – с представителями европейской романистики и новеллистики (в первую очередь, французскими - Шатобрианом, Сталь, Констаном и др.). Рассматривается вопрос об осознании Пушкиным национальной самобытности России: установка на развитие русского языка и русских литературных традиций. Показывается оригинальность поэтического мышления Пушкина – автора «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки». Пушкин представлен как читатель французской классицистической трагедии и комедии (Корнель, Расин, Мольер) и создатель новой, реалистической, драмы («Борис Годунов»). Творчество Пушкина показано как самобытное явление русской культуры и в то же время как диалогически открытое мировой культуре, в первую очередь французской словесности и французскому языку.

background
31 января 19.00
"А.С. Пушкин:
русский гений и французская
литература"

225-летию со дня рождения великого поэта Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина посвящает цикл лекций «Пушкин и Франция»: в новом освещении будет представлено становление творческого дарования и взглядов Пушкина в связи с французской культурой и литературой. Как Пушкину удалось заложить основу национальной литературы и сделать из неё явление мирового значения? На что в своих художественных вкусах ориентировался поэт? Что особенно привлекало Пушкина во Франции? Как русский гений воспринимал философию, язык, моду, литературу, историю, политические идеи этой страны? Как в своём творчестве Пушкин свободно перестраивал французские образцы, сообщая им исключительно русский характер?

Вниманию слушателей предлагается вводная лекция цикла. Слушатели смогут проследить этапы исторического и культурного сближения России и Франции в XVIII и XIX веках, узнать о причинах галломании и феномене двуязычия в дворянской среде, распространении французских манер и моды, специфики восприятия Франции как культурного образца. Слушатели смогут узнать, почему Пушкин был сторонником приобщения России к западноевропейской цивилизации. Увидят глазами Пушкина состояние русского общества и русской литературы начала XIX века. Поймут причины сотворения поэтом мифа о Петре-преобразователе и историческом гении Наполеона. Проследят игру русской литературы по законам европейского сентиментализма и романтизма. Узнают о любимых французских авторах Пушкина.
28 февраля
19.00
«Ранний Пушкин и французская ”лёгкая поэзия”»

Вторая лекция цикла «Пушкин и Франция» ставит проблему актуального прочтения лирики молодого Пушкина, ищущего способы поэтического выражения любовной страсти. Как язык Пушкина свободно перемещается по всем смысловым регистрам чувства к женщине: от запретного, фривольной игривости до таинства боговдохновенной чистоты? На какие традиции европейской поэзии от средневековья до XIX века были ориентированы образы пушкинской любовной лирики?

Слушатели смогут проследить возможные метаморфозы в изображении любви в европейской традиции: открытие гармонии тела в античной культуре, христианский дуализм, куртуазная любовь, реабилитация физического начала в эпоху Возрождения, идея Просвещения одухотворённости чувственного желания. Слушатели узнают о том, что такое «лёгкая поэзия» как литературное явление, каковы его философские (эпикуреизм) и литературные (Анакреонт, Овидий) истоки. Проследят особенности развития «лёгкой поэзии» во французской и русской литературе на рубеже XVIII-XIX веков, узнают о творчестве его основных представителей, ключевых мотивах и образах. Слушатели смогут понаблюдать характер увлечения Пушкина лирикой Парни, влияние французского поэта на поиск Пушкиным возможностей использования телесных образов для передачи любовного соблазна и шифровки философского смысла. Узнают о важных перекличках поэтических текстов Пушкина с произведениями Вольтера, повлиявшего на становление мировоззрения русского гения. Понаблюдают, какие возможности открывает автору искусство словесного обнажения, игра в покровы и наготу и какая связь между эротизмом и политическим бунтарством.

20 марта
19.00
«Пушкин и французское Просвещение (поэт в поисках
исторического смысла)»

Как происходило становление социальных и политических идей Пушкина? Чем поэта привлекало французское Просвещение? Почему Вольтер становится кумиром молодого поэта и его духовным вдохновителем? Какие мотивы и образы, выражающие мировоззренческую позицию Пушкина, были определены его знакомством с французской философской мыслью?

Слушатели смогут узнать, как во Франции XVIII  века формировались самые передовые взгляды XVIII столетия, какие идеи определят дальнейший ход европейской истории и изменят понимание человека и его общественной роли. Понаблюдают, как Пушкин относился к самым ярким представителям французского Просвещения – Монтескьё, Дидро, Руссо, Вольтер – и как их позиция получала отражение в его поэзии. Проследят, как Пушкин осмыслял провозглашение ими политической и моральной свободы и соотносил это с российской действительностью. Слушатели смогут увидеть, как с ориентацией на философскую мысль Франции в творчестве и поведении Пушкина формировалась поза свободомыслия и бунтарства. Узнают о «тайнописи» лирических признаний раннего Пушкина: конфликте между оратором и прорывающейся ущемлённой интимностью отверженного. Проследят, как Вольтер задал для Пушкина пример предельного испытания возможностей человеческого разума и воли. Смогут поразмышлять над вопросом о характере личностной позиции поэта, его неизбежном столкновении с властью и конфликте с его историческом временем. Оценить провозглашаемый Пушкиным пафос преодоления косности традиционных социальных устоев и догматизма мышления. Ответить на вопрос, выиграл ли Пушкин как автор «Гавриилиады» у Вольтера как автора «Орлеанской девственницы».
24 апреля 19:00 «Франция и Россия: два полюса исторической и политической мысли Пушкина»
Как в творчестве Пушкина соотносится историческое развитие Европы и России? Каким образом исходя из восприятия французской истории и ментальности поэт мыслит особенность «русского»? Как у Пушкина формируются представления о национальной самобытности и исключительности цивилизационного и политического развития России? Как сосуществуют в мировоззрении Пушкина идея ориентации на культурную Францию и патриотические убеждения?

Слушатели смогут узнать, как Пушкин представлял французский национальный характер, роль Франции в историческом развитии Европы. Понаблюдают, как поэт относился к французской монархии, Великой французской буржуазной революции, правлению Наполеона и Реставрации. Проследят, как Пушкин видел противостояние Франции и России в Отечественной войне 1812 года. Слушатели получат возможность поразмышлять, как Пушкин пытался разрешить проблему разницы национального духа и, как следствие, социально-политического развития двух народов. Узнают о сложности отношения Пушкина с декабристским движением как попыткой повторить на русской почве революционный опыт европейских государств. Проследят, как у Пушкина постепенно усложняется взгляд на политическую власть. Смогут оценить неоднозначность отношения Пушкина к царскому режиму и противоречивость решения им проблемы российской государственности.

15 мая 19.00
«Наполеон в творческом сознании Пушкина»
Как Пушкин видел исторического гения? Почему Наполеон является наиболее часто упоминаемой в его произведениях политической личностью? Как Пушкин понимал характер Наполеона и его историческое предназначение? Чем вызвано его восхищение французским императором и как менялось отношение поэта к Наполеону?

Слушатели смогут узнать, как во Франции формировался культ Наполеона, какие исторические и биографические факты составили его основу. Понаблюдают, каким было отношение к фигуре Наполеона в Европе первой половины XIX века и каким его образ был представлен в европейской литературе того времени. Проследят, как осмысление личности Наполеона Пушкиным связано с собственной судьбой поэта, развитием его творческого мышления. Слушатели получат возможность вспомнить, в каких произведениях Пушкина и как изображён Наполеон, а также как спроецирован на него образ поэта. Узнают о сложности отношения Пушкина к великим людям, причинах его восхищения и критики известных личностей эпохи. Проследят, как отношение к Наполеону Пушкина связано с осмыслением истории России. Смогут узнать, осудил или оправдал поздний Пушкин французского императора.
26 июня 19.00
"А.С. Пушкин и А. Шенье: скрещение поэтических дарований"
Андре Шенье – один из самых любимых поэтов Пушкина. Что привлекало русского гения в личности и судьбе Шенье? Как Пушкин оценивал природу поэтического таланта Шенье? Какие темы в творчестве французского поэта были ему особенно близки? Почему Пушкин сближал себя с Шенье? В чём видел сходство их поэтического видения и исторического предназначения?

Слушатели смогут узнать о личности и судьбе Андре Шенье, связи его творчества с политическими событиями во Франции конца XVIII века, трагической гибели поэта. Смогут оценить особенность поэтического дарования Шенье, его исключительное место в истории французской поэзии, взаимосвязь классицистических и романтических черт в его лирике. Слушатели узнают, почему к фигуре Шенье появляется особый интерес в России XIX века, поразмышляют о вопросе рокового самозаклания в творчестве, проблеме жертвы и палачей, преследования поэтов властями, а также рефлексии о свободе как неотъемлемом условии становления автора. Слушатели проследят переклички мотивов и образов в лирике Шенье и Пушкина. Получат возможность узнать, почему элегия Пушкина «Андре Шенье» прочитывается как автобиографический текст русского поэта.


29 августа 19:00
«Проза Пушкина и французский роман XVIII – начала XIX веков»

Как формировался стиль прозы Пушкина? Под влиянием каких французских авторов написаны его прозаические произведения? Какие сюжеты и образы европейской литературы вдохновили его на создание «Повестей Белкина», «Дубровского», «Пиковой дамы»? В чём для Пушкина заключалась трудность разработки повествовательных сюжетов и почему многие его прозаические тексты остались в набросках?

Слушатели смогут узнать о жанровом многообразии французского романа XVIII – начала XIX веков. Понаблюдают, под впечатлением каких образов и повествовательных манер у Пушкина появлялись замыслы прозаических текстов. Проследят сближение идей и мотивов прозы Пушкина с романами Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. де Лакло. Слушатели получат возможность узнать, какие художественные открытия французских авторов Пушкин высоко ценил, что привлекало его в прозе Р. де Шатобриана, Ж. де Сталь, Б. Констана. Смогут поразмышлять над тем, как Пушкин решал проблему переноса европейских идей, принципов европейского культурного мышления и поведения на русскую почву. Какие типы персонажей и какой образ жизни сохраняли для Пушкина характер чужести и какие принимали характер своего, «русского». Слушатели понаблюдают, как Пушкин воспринимал французскую автобиографическую прозу, усиление присутствия в тексте авторского начала. Получат возможность ответить на вопрос, какова особенность создания характеров и воспроизведения национального колорита в пушкинской прозе.     

11 сентября 19:00 «Пушкин в роли читателя французской литературы первой трети XIX века»
Как Пушкин проявлял себя в роли литературного критика? Как соотносил особенность своего собственного писательского дарования и поиск им новых художественных форм с оригинальными примерами обновления литературного языка в творчестве европейских писателей его эпохи? Какие высказывания Пушкина свидетельствуют о его способности на диалог с современной ему литературой и в чём поэт видел свою исключительность?

Слушатели смогут узнать, как Пушкин оценивал развитие французской литературы XIX века, какие фигуры привлекали его особое внимание.  Понаблюдают, за что он критиковал А. Ламартина и В. Гюго и почему страстно защищал Жермен де Сталь. Проследят, как оценивал поэтический талант А. де Мюссе, в чём видел художественные открытия Стендаля и П. Мериме. Слушатели получат возможность поразмышлять, как Пушкин представлял себе перспективы развития литературы, возможности насыщения её новыми философскими и политическими идеями, а также необходимость экспериментов с литературными формами. Понаблюдают многочисленные переклички текстов Пушкина с текстами французских писателей его времени.   

9 октября 19:00 «Владычество их над умственной жизнью просвещенного мира…»: французские драматурги в творческом восприятии А.С. Пушкина
В чём заключается новаторство Пушкина в драме? С опорой на какие западноевропейские образцы поэт искал новый драматургический язык? Кто из представителей французской трагедии и комедии пользовался особой любовью Пушкина? Сюжеты и герои каких шедевров французской сцены найдут отражение в его текстах? Как с опорой на французский классицистический театр Пушкин теоретизировал драматургический род литературы? Что в произведениях французских драматургов стало объектом критики поэта?

Слушатели смогут узнать о состоянии русской драмы к началу XIX века и оценках Пушкиным творчества русских драматургов. Понаблюдают, с какими трудностями столкнулся поэт в поиске новых путей развития национальной драматургии. Получат возможность оценить место французской драматургии XVII-начала XIX веков в европейской культуре и её роль в развитии мирового театра. Узнают о том, как Пушкин оценивал пьесы Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера, Бомарше, Гюго и какие художественные открытия этих авторов использовал в собственных драматургических произведениях. Слушатели проследят, каким образом поэт пробовал написать комедию по образцу сочинений французских комедиографов. Получат возможность поразмышлять, как Пушкин пришёл к созданию исторической драмы «Борис Годунов» и как в выработке собственных принципов драматического письма решил спор между классицизмом (Корнель), романтизмом (Гюго) и реализмом (Шекспир). Слушатели смогут увидеть, какие традиции мировой драматургии Пушкин сумел соединить в «Маленьких трагедиях», как полемически заострены в них магистральные темы мировой литературы и в чём исключительность найденной поэтом формы.
6 ноября
19.00
"Пушкин глазами французского читателя"
Как началось знакомство с творчеством Пушкина французской читательской аудитории и как оно ей оценивалось? В чём сложность прочтения произведений Пушкина в переводах на иностранные языки? Как современный французский читатель воспринимает произведения русского поэта?

Слушатели смогут узнать, кто и как переводил произведения Пушкина на французский язык, а также какие трудности возникали при переводе текстов поэта. Понаблюдают, какова трансформация ведущих мотивов и формальных сторон поэтического текста во французских переводах лирики Пушкина. Узнают, как во Франции интерпретируются известные тексты Пушкина, такие как «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и др. Слушатели получат возможность проследить, как французская критика оценивала творчество Пушкина и вклад русского поэта в мировую литературу. Поразмышляют о возможностях «игры» в тексты Пушкина в современной французской литературе, например, попытке Клементины Бове переписать «Евгения Онегина» (роман «Ужель та самая Татьяна?»).
3 декабря
19.00
"Жил на свете рыцарь бедный...":
Пушкин и
средне-вековая литература

Почему Пушкин в своём творчестве обращается к истории и культуре европейского Средневековья? Есть ли связи между поэзией Пушкина и средневековой европейской литературой? В чём загадка образа «рыцаря» в текстах Пушкина и характер его современного звучания? Как поэт переосмысляет средневековые отношения, чтобы высветить черты своей эпохи? Можно ли говорить об автобиографических смыслах образа «рыцаря» в пушкинской лирике?

Слушатели смогут узнать, как Пушкин в своём творчестве моделирует средневековый универсум, какие мотивы и образы героического эпоса и куртуазной литературы поэт использует в своих произведениях. Поразмышляют, почему у Пушкина появляется образ рыцаря и как поэт использует средневековую парадигму ценностных смыслов для осмысления своего времени? Понаблюдают за историческим и философским звучанием образа средневекового рыцаря в «Скупом рыцаре» и «Сценах из рыцарских времён». Слушатели проследят религиозно-мистический и автобиографический подтекст стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…». Смогут увидеть своеобразие поэтических экспериментов Пушкина со средневековыми мотивами в контексте романтизации исторического прошлого современными ему европейскими авторами. Получат возможность оценить новаторский характер поэтического мышления Пушкина в его создании картины средневекового средневековья и решении «вечных» вопросов человечества.
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum