Жорж Санд

                                      Искусство не есть исследование существующей действительности; это поиски идеальной правды…    

                                                                 Меня мучает жажда неосуществимого,

                                                                 которую  не могут утолить все воды неба…

Жорж Санд                  


                                                                                                                                     

Примерный план беседы о  творчестве

1.    Жизненный и творческий путь Жорж Санд, её место в истории французского романтизма.

2.    Социально-политические и философско-эстетические взгляды писательницы.

3.    Тема женской судьбы в раннем творчестве Жорж Санд («Индиана»):

1)    женские характеры в романе;

2)    критика социальных основ семьи и брака, феминистические идеи;

3)    отражение идеальных отношений в любви и браке.

4.    Роман «Консуэло»:

1)    Консуэло как романтическая героиня;

2)    решение музыкальной темы в романе, природа искусства и его народный характер;

3)    роман «Консуэло» как исторический роман;

4)    любовно-авантюрная  линия в романе.

Материалы к занятию

         Творчество Жорж Санд (1804-1876) стало заметной вехой в развитии французского романтизма. Яркий талант романистки, её незаурядная индивидуальность и судьба имели европейский резонанс. Заслуга Жорж Санд заключается в том, что она смогла в своём творчестве, в самом образе жизни отразить брожение  эпохи, в которой вызревали новые идеи, бросавшие вызов традиции, пересматривавшие   законы человеческого общежития, указывающие возможности женского самоопределения и социальных преобразований. Ей часто отказывали в талантливости, указывая на неоправданные претензии на философичность, однако нельзя недооценивать тот вклад, который внесла писательница в развитие общественной мысли, не только посредством своего романного творчества, но и как журналист, а также активный приверженец эпистолярного жанра (её перу принадлежит более сорока тысяч писем). Писательские способности Жорж Санд, её человеческие качества, оригинальность мысли высоко ценили Бальзак, Гюго, Мюссе, Флобер. Заданный в творчестве Жорж Санд высокий нравственный идеал, соотнесённый с современностью и прогрессивно-утопическим характером устремлённый в будущее, стал причиной пристального внимания к романистке в России, о чём свидетельствует огромное число критических статей в отечественной публицистике XIX века, а также положительные отзывы о писательнице Белинского, Тургенева, Достоевского, Чернышевского, признававших огромное влияние Санд на общественное сознание и органичность включения её идейно-художественного опыта в  русский социально-культурной контекст.  

       В своём стремлении к абсолютному самовыражению Жорж Санд часто бросала вызов общественному мнению, нарушая правила приличия, отвергая любые формы лицемерия, за что часто подвергалась насмешкам и критике со стороны современников. Детские годы оставили у Амандины-Люси-Авроры Дюпен (таково настоящее имя писательницы) много тягостных воспоминаний: ранняя гибель отца, разбившегося при падении с лошади, частые ссоры между матерью и бабушкой, недостаток материнского тепла (Софи Дюпен через три года после смерти мужа, получив содержание, уедет в Париж, оставив свою дочь на попечение свекрови, после смерти которой она будет вымещать на дочери свой вспыльчивый характер).  Аврора испытала влияние взаимоисключающих убеждений и привычек поведения: с одной стороны, аристократический педантизм в соблюдении будничного ритуала, строгая дисциплина, интеллектуальная утонченность, вольтерианская антирелигиозность и роялистские убеждения бабушки, с другой  –  демократизм, небрежность быта, необразованность, инстинктивная порывистость, религиозность и наполеонизм матери. С ранних лет будущая писательница серьёзно занимается  музыкой, увлекается рисованием, изучает латынь, много читает (круг её чтения необычайно разнообразен – от Илиады и Аристотеля до Шекспира и Тассо,  от житийной литературы и сочинений отцов церкви до Руссо, Монтескьё и Шатобриана). Образование Аврора получила в женском монастыре, принадлежавшем английскому религиозному братству: она почти наизусть знала Евангелие, хорошо ориентировалась в церковных текстах. Религиозное образование, без сомнения, наложило огромный отпечаток на становление её мировоззрения. В «Истории моей жизни» Жорж Санд признаётся, что ей оказалось ближе не рассудочное, но интуитивное познание Бога. Настойчивая потребность в любви, которая могла бы объять всё мироздание, страстный поиск идеала во многом объясняют мистицизм Санд: «Я чувствовала ещё, что люблю Бога, что моя мысль охватывает и всецело принимает этот идеал справедливости, нежности и святости…» Все мысли Жорж Санд, всё её творчество будут вдохновлены стремлением к  абсолюту, так называемым «чувством бесконечности», которое связано с болезненной неудовлетворённостью существующей данностью. Желание вырваться за грань несовершенного мира будет присуще героиням многих романов Санд: Индиане, Лелии, Консуэло.

         Молодая Аврора Дюпен мечтает о совершенной любви, которая требует взаимной всецелой самоотдачи влюблённых. Именно поиск абсолюта в любви и безуспешные попытки обрести его в реальной жизни толкают Жорж Санд навстречу новым привязанностям. Первым серьёзным разочарованием будущей писательницы становится её брак с бароном Казимиром Дюдеваном. Разница характеров и наклонностей, частые разногласия супругов очень скоро приводят к взаимному охлаждению. Сдержанный, во многом ограниченный, не склонный к пылким выражениям страсти, равнодушный к музыке и литературе Казимир Дюдеван не мог удовлетворить потребность своей супруги в предельной духовной близости с другим человеком, который мог понимать и разделять её мысли и чувства (об этом Аврора сама признается в письме к своему мужу). Рождение в 1823 году сына Мориса, который станет предметом горячей материнской заботы и нежности, не сможет предотвратить распад супружеского союза Дюдеванов. В своём несчастье, спасаясь от преследующей её скуки жизни, Аврора будет искать утешение в платонической любви к Орельену де Сезу, переписка с которым будет продолжаться шесть лет. Взгляды, высказанные писательницей в этих письмах, будут созвучны высказываниям главной героини романа «Лелия»: «Не правда ли, что любовь – это страстное стремление всего нашего существа к сотворённому бытию, святое стремление самой возвышенной части нашей души к неизвестному? Чувственных переживаний нам недостаточно. Мы ищем небо в создании, похожем на нас». В Париже в 1827 году Аврора увлечена Ажассоном де Грандсалем, от  которого  рождается  дочь Соланж. Аврора продолжает питать к мужу чувство привязанности, однако её глубоко ранят грубость Казимира, его  многочисленные любовные связи, злоупотребление алкоголем, денежные растраты, наносящие серьёзный урон её состоянию. Постепенно Аврора начинает тяготиться супружескими узами, она страстно жаждет свободы. В 1830 году будущая писательница бросает вызов общественным предрассудкам своего времени, она жертвует репутацией, стремясь к независимости. Этот бунт был подготовлен убеждениями Авроры Дюдеван в том, что женщина должна обладать равными с мужчиной правами, быть защищена от любого насилия, будь то насилие закона или супруга. Ей удаётся отстоять своё право на самостоятельную жизнь: между супругами заключается договор, позволяющий Авроре половину года проводить в Париже, куда она уезжает в январе 1831 года, при этом будущая писательница отказывается от содержания, настаивая на праве самой зарабатывать на жизнь.

         Французская столица ещё переживает политические волнения, вызванные революцией 1830 года, в литературе романтическое движение продолжает определять эстетические вкусы публики. Аврора Дюдеван окунается в бурный поток парижской культуры: литературные салоны, театры, балы. Первоначально она рассчитывает развить свой талант живописца, но затем решает выразить себя в литературе, памятуя о своих первых писательских опытах – «Путешествии в Испанию» и «Путешествие в Овернь». Аврора Дюдеван дебютирует в газете Анри де Латуша «Фигаро», где её сатирические статьи пользуются заметным успехом. В одном из своих писем она признаётся, что теперь обрела признание: «Я как никогда полна решимости следовать литературной карьере. Несмотря на недовольство, которое я иногда испытываю, несмотря на дни лени и усталости, которые прерывают мою работу, несмотря на более чем скромную жизнь, которую я здесь веду, я сейчас чувствую полноту моего существования. У меня есть цель, задача, точнее сказать, страсть…» Отказ в сотрудничестве многих известных издательств, денежные затруднения, изнуряющая работа, почти не оставляющая времени на отдых, не сломили решимости Авроры заниматься писательским трудом. В 1831 году Аврора Дюдеван совместно с Жюлем Сандо – начинающим молодым литератором,  спутником её парижской жизни – пишет роман «Роз и Бланш», который будет подписан Жюль Санд. Аврора обладала невероятной работоспособностью, фанатичная одержимость писательством заставляла её трудиться над рукописями  почти без перерыва по двенадцать-шестнадцать часов в день.

         Настоящий успех пришёл в 1832 году с первым самостоятельным романом – «Индиана», который был впервые подписан псевдонимом Жорж Санд (имя «Gorge»  придумано самой писательницей как знак признательности родной провинции, так как будет восприниматься ей  «синонимом беррийского», к тому же автор в последующем будет настаивать на мужском имени – «Месье Ж. Санд»). В «Индиане», так же как и в следующем своём романе «Валентина», Санд размышляет о положении женщины в обществе, о её праве бороться за своё счастье. Время плодотворной работы в Париже в 1832 году совпало с глубоким духовным кризисом. В своём дневнике она записывает, что колеблется между «ужасами самоубийства и высоким покоем монастыря». Именно тогда и создаётся роман «Лелия», в котором нашли отражения самые мрачные мысли писательницы и который в одном из писем она определяет как «крик скорби». Образ Лелии во многом близок байроническим героям, с которыми её роднит трагическая неудовлетворённость существующим миропорядком, безнадёжный скепсис относительно человеческого удела, сомнения в конечном смысле бытия, что неизменно приводит к богоборчеству. Лелия сжигает себя в безуспешном поиске Абсолюта, её бесплодная рефлексия подтверждает неутолимую жажду неземного счастья и невозможность его осуществления. Лелия не хочет покориться женской судьбе и принять любовь молодого поэта Стенио, наделённого пылкой, мечтательной душой, способного на глубокое, чистое чувство. Демоническое беспокойство неотвратимо ведёт к драматической развязке: протестуя против бытия, законы которого делают невозможным воплощение идеала, Лелия приходит к самоубийству. Многие критики указывали на абстрактный характер образа главной героини романа, символизирующей вечную неутолимость желания (духовного или эротического). Шатобриан, высоко оценивавший «Лелию», предрёк Санд, что она станет лордом Байроном Франции.

         Вскоре рядом с писательницей появился её Стенио – поэт-романтик Альфред де Мюссе. Дружеские отношения, строившиеся на существовавшем у обоих ощущении духовного родства, быстро переросли в пылкое чувство. Связь Санд и Мюссе получила широкую огласку, писательница принципиально не скрывала своё отношение к любимому ей человеку, о чём писала в одном из писем к Сент-Бёву: «В этот раз я нашла чистосердечность, порядочность, нежность, которая меня опьяняет. Я не знаю, понравится ли вам моё дерзкое поведение. Может быть, вы находите, что женщина должна скрывать свои чувства, но отныне я вынуждена мою личную жизнь выставлять напоказ». Зимой 1833 года Жорж Санд и Мюссе путешествуют по Италии, предпочтя надолго остановиться в Венеции. Эта поездка сблизила и, одновременно, отдалила этих разных людей, оба будут тяжело переживать разрыв, продолжая общаться в переписке.

         В 1834 году в Италии Жорж Санд пишет роман «Жак»  –  одно из программных произведений, в котором она снова возвращается к решению романтического конфликта  между исключительной личностью и окружающим миром. Жак – романтический герой «с душой апостола и стойкостью мученика»  – живёт интенсивностью поиска идеала. Женясь на любимой им девушке, он ставит перед собой недостижимую задачу – сделать мир более совершенным, создав идеальный супружеский союз усилием собственной воли и руководясь представлениями о должном вопреки несовершенству существующих традиций. Жак превращает свой брак в эксперимент. Он верил в истинность свободного чувства, но руководит им убеждение в собственной непогрешимости, силе разумных правил. Постепенно Жак убеждается в собственном бессилии, признав в эгоизме страстей правду самой жизни, не терпящей никаких вмешательств и препятствующей осуществлению самых великих планов. Поняв неосуществимость своих идеалов, Жак прилагает усилия для того, чтобы сделать счастливыми других ценой собственного счастья. Уважая жену и любимого ей человека за их честность и отчаянную борьбу с искушениями, Жак хочет предоставить им свободу действий и сохранить с ними дружбу. Однако такое решение предполагает примирение с самим собой и с окружающим миром. Признать, что его разумная воля оказалась слабее законов общества, которые возведут его в ранг обманутых мужей, или законов человеческого сердца, благодаря которым любовь к жене лишь возрастает, питая муки ревности,  – признать это Жак не может. Поэтому самоубийство оказывается для Жака единственным выходом. И всё же незадолго до этого решительного шага Жак вынужден признать, что он, по его же собственным словам, «человек, а не герой». Уверенность в своей правоте и всесилии сменяются у Жака страданиями и смиряющим гордыню доверием к Божественной милости. Попытка создать идеальный супружеский союз и, таким образом, «обеспечить длительность своего счастья», утвердив этим могущество собственной воли, оказывается безрезультатной. Счастливая гармония семейной жизни стала для Жака недостижимой мечтой. Таким образом, Жорж Санд утверждает правоту законов самой жизни, ставит под сомнение состоятельность романтического бунта, и вместе с тем не отказывается от него.  

         Из зрелого творчества выделим роман «Мопра» (1837), который наиболее ярко обнаруживает в Жорж Санд наследницу идейно-этических взглядов просветителей. В произведении речь идёт о вере в возможность нравственного воспитания человека, его духовного преображения. Бернар Мопра – ограниченный, грубый, своевольный «дикарь»  – под влиянием рассудительной и добродетельной кузины Эдме превращается в вежливого, образованного, глубоко мыслящего человека. Бернар Мопра учится быть достойным избранного им идеала, на смену эгоистической страсти, чувственному влечению к Эдме приходит утончённое, высокое чувство, требующее беззаветного служения.  

         Под влиянием многочисленных друзей – выдающихся философов, музыкантов, поэтов, художников – писательница формирует собственные убеждения, морально-этическую и социальную позицию. В 30-е годы помимо Ференца Листа, увлекавшегося сенсимонизмом, Сент-Бёва, проповедовавшего в то время христианское смирение, в окружении Санд появляется адвокат-республиканец Луи-Кризостон Мишель, увлёкший её идеями революционной борьбы. В 1835 году Жорж Санд знакомится с аббатом Ламенне, который критиковал господствующий экономический и политический строй как враждебный народу и духу христианской религии. В основанной Ламенне газете «Ле Монд» Санд пишет ряд публицистических статей, посвящённых женскому вопросу, говоря о необходимости изменить законы о браке, которые превращают замужнюю женщину в бесправное существо. При этом личную свободу женщины она связывает с общей проблемой социально-политической свобод. Большое влияние на философские взгляды Жорж Санд оказал Пьер Леру – сторонник пантеистического учения о единстве материи и духа. Согласно убеждениям Леру, человек был частицей всего человечества, что объясняет необходимость равенства всех сословий и состояний. Мир находится в постоянном движении и совершенствовании, человек же в свою очередь должен способствовать одухотворению материи, подавляя в себе страсти и стремясь к благу, как к личному, так и всеобщему. Жорж Санд высоко ценила Леру, вслед за которым утверждала: «Наблюдать движение жизни во вселенной и одновременно её движение в нас самих – значит чувствовать всеобщую жизнь внутри нас и нашу личную – во вселенной». Учение Леру нашло отражение в романе Жорж Санд «Спиридион», где утверждается вера в могущество человеческого разума, ищущего и открывающего истинную веру. При этом христианство должно послужить  отправной точкой для постижения «новой религии», отвергающей ошибочные догматы. В романе проявилось и тяготение Санд к мистицизму, как и во многих произведениях, используются религиозно-библейские реминисценции. 

         Принято говорить о музыкальности произведений Жорж Санд. Обладая тонким музыкальным вкусом, она ценила композиторов прошлого и современности. Тесная дружба связывала писательницу с Ференцем Листом и Фредериком Шопеном, которые часто гостили в её Ноане. Вообще, Жорж Санд умела привлекать к себе талантливых людей. В 1839 году её квартира на улице Пигаль становится литературным салоном, который посещали Шопен и Делакруа, Генрих Гейге и Адам Мицкевич, Полина и Луи Виардо.  Конец 30-х – 40-е годы время общественно-политического брожения во Франции, распространения социалистических и коммунистических идей. Жорж Санд, оставаясь на позициях сенсимонизма, подкреплённых христианской этикой, мечтает о социальных преобразованиях, которые дадут возможность органично развиваться всем классам в условиях всеобщего равенства и братства. В творчестве писательницы заметно увеличивается значение социальной проблематики, в центре внимания оказываются люди разного общественного положения, разных профессий. Например, в романе «Странствующий подмастерье» (1839) Санд воссоздаёт нравы рабочей среды. Свои романы Санд обращает широкому кругу читателей, считая, что литература должна воспитывать гражданские идеалы, просвещать людей, тем самым подготавливая почву для изменений в обществе. В 1841 году Жорж Санд вместе с Луи Виардо и Пьером Леру основала журнал «Независимое обозрение», который выходил на протяжении семи лет и в котором находили отражение самые передовые политические идеи и художественно-эстетические взгляды (примечательно, что в журнале печатались  критические заметки о русской литературе). В 1841 году Санд создаёт свой наиболее талантливый социальный роман «Орас». Действие в романе происходит в начале 30-х годов, судьбы героев соотнесены с Июльской революцией 1830 года и республиканским восстанием 1832 года в Париже. Санд размышляет над ходом истории, передаёт героям собственные идейно-политические убеждения, например, веру в демократические преобразования. Однако главной задачей, которую решает в романе Санд, становится обрисовка характера «лишнего человека», который не может найти своего места в обществе, оказывается несостоятельным перед лицом изменяющегося времени. В предисловии к роману она пишет, что «даёт сатирическое изображение порока, распространённого в современном обществе». Орас стремится казаться лучше, чем он есть на самом деле, однако во всём обнаруживает свою слабость, он «не дотягивает» до разыгрываемой им роли романтического героя. Роман можно считать критикой на романтический индивидуализм.

         С 1841 по 1843 годы Жорж Санд создаёт дилогию «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт». Идейно-политические искания зрелого периода творчества Жорж Санд нашли отражение в социально-утопических романах 40-х годов  «Мельник из Анжибо» и «Грех господина Антуана». Жорж Санд активно участвует в революционном движении 1848 года. В своих публицистических статьях она выражает идеи национального единства и всеобщего согласия, что необходимо для достижения будущего процветания республики: «Начнётся новая жизнь; мы узнаем друг друга; мы начнём любить друг друга; мы будем искать вместе и найдём социальную истину»). Свою мечту об улучшенном и более счастливом человечестве Ж. Санд воплощает и в сельских повестях – «Чёртово болото», «Маленькая Фадетта», «Франсуа-найдёныш»  – самом заметном достижении её позднего творчества.

Из произведений Жорж Санд

         …Слишком тяжела и печальна была для неё (Индианы) действительность. Муж её становился всё более невыносимым. На людях он старался казаться мужественным, беззаботным человеком, который никогда не падает духом, а в семейной жизни превращался в ребёнка, раздражительного, смешного и требовательного. Он вымещал на Индиане все свои невзгоды, и, надо признаться, она сама во многом была виновата. Если бы она повысила голос, если бы мягко, но решительно высказала свои обиды, Дельмар, который был только груб, устыдился бы своего поведения, побоявшись прослыть злым человеком. Смягчить его сердце и держать его в руках было очень легко, но для этого надо было опуститься до его уровня и не выходить из круга идей, доступных его пониманию. Индиана же была непреклонна и высокомерна в своём послушании. Она всегда подчинялась молча, но это было молчание и покорность рабыни, считающей свою ненависть добродетелью, а своё несчастье – заслугой. Её смирение было подобно смирению короля, готового скорее согласиться на цепи и темницу, чем на отречение от короны и королевского титула. Обыкновенная женщина сумела бы управлять этим заурядным человеком: на словах она соглашалась бы с ним, но оставляла бы за собой право мыслить по-своему; она притворялась бы, что уважает его предрассудки, а втихомолку смеялась бы над ними; она ласкала бы его и одновременно обманывала. Индиана видела, что многие женщины поступают так, но она чувствовала себя настолько выше их, что стыдилась подражать им. Она была добродетельной и целомудренной и не считала себя обязанной льстить своему властелину на словах, раз она безупречна в своих поступках. Она не желала его нежности, потому что не могла ответить ему взаимностью. В её глазах было куда большим грехом проявить любовь к нелюбимому мужу, чем отдать её возлюбленному, вызвавшему в ней это чувство. Обман – вот что было в её глазах преступлением, и не раз она готова была открыто признаться, что любит Реймона. Только страх потерять его удерживал Индиану от этого шага. Её надменное повиновение раздражало полковника гораздо больше, чем явный протест. Если бы он перестал быть неограниченным повелителем в собственном доме, его самолюбие было бы, конечно, задето, но он страдал куда сильнее от сознания того, что играет роль ненавистного и смешного деспота.

         …Госпожа Дельмар всей душой презирала и ненавидела существующие законы о браке, ставившие её в столь унизительную зависимость от нелюбимого мужа, и к этой ненависти примешивалось ещё чувство личной неприязни. Но, быть может, присущее нам стремление к счастью, ненависть к несправедливости, жажда свободы, угасающие в нас только вместе с жизнью, не более как основные элементы эгоизма – под этим англичане подразумевают любовь к самому себе, которую рассматривают не как порок, а как право каждого человека. Мне кажется, что человек, осуждённый страдать от законов, выгодных для других людей, должен, если в нём есть хоть капля воли, бороться с таким произволом. Я думаю также, что тем благороднее и возвышеннее его душа, тем более чувствителен он к людской несправедливости. И если такой человек мечтал о том, что счастье должно быть наградой за добродетель, то какие ужасные сомнения, какое мучительное недоумение, какое разочарование принесёт ему жизненный опыт!

         Итак, все думы Индианы, все её поступки, все муки были вызваны великой и ужасной борьбой природы человека с цивилизацией.   («Индиана»)

         «Любовь, Стенио, это не то, что вы думаете, это отнюдь не тяготение всех наших сил к одному существу: это священное тяготение самых возвышенных сфер нашей души к неизведанному. Будучи существами ограниченными, мы беспрерывно хотим утолить терзающие нас ненасытные желания; мы ищем некую цель вокруг нас и, по несчастной нашей расточительности, наделяем наших недолговечных идолов всеми духовными красотами, виденными нами во сне. Одних чувств нам мало. В сокровищнице наивных радостей, которыми нас тешит природа, нет ничего достаточно изысканного, чтобы утолить снедающую нас жажду счастья. Нам нужно небо, а у нас его нет!»

         «…То, сидя при свете лампы, я искала в книгах разгадки великих тайн человеческой жизни. То, брошенная в водоворот нашего века, я с тяжёлым сердцем проходила сквозь толпу и, оглядывая печальным взглядом окружающие меня омерзение и пресыщенность, стремилась уловить в напоённом ароматом воздухе ночных празднеств некий звук, некое дуновение, которые бы могли взволновать мою душу. Иногда, блуждая по тихим холодным полям, я вопрошала окутанные туманом звёзды и в скорбном упоении своём словно старалась измерить безграничное пространство, отделяющее землю от неба. …В каком нечеловеческом напряжении пребывал мой дух, погнавшийся за какой-нибудь химерой, в то время как моё измученное и ослабевшее тело требовало сна, а я даже не замечала его тревоги».                                                                            («Лелия»)

Критика о творчестве Жорж Санд

                         Из рецензии О. де Бальзака  на роман Ж. Санд «Индиана»

         Эта книга – реакция правды против фантастики, нашего времени против средневековья, внутренней драмы против вошедших в моду необычайных происшествий, простой современности против преувеличений исторического жанра. В общем, если вам близки чувства одновременно сладостные и сильные …, – прочтите два эти тома, в них действие полно мощного, захватывающего интереса и при этом обходится без кинжалов и крови.

         Индиана – слабая женщина, но душа её сильная, сильнее своей оболочки; она отважно сбрасывает социальное иго, возложенное на неё предрассудками и Гражданским кодексом… Действие начинается в замке де ла Бри, у большого высокого камина; затем вас увлекают в сердце Парижа, в царство лживой цивилизации высшего света; а под конец вы попадаете в безлюдные просторы острова Бурбон. Сколько контрастов и разнообразных картин! Я не знаю ничего написанного проще, задуманного тоньше. События следуют чередой, нарастают безыскусственно, как в жизни, где всё сталкивается, где случай нередко нагромождает больше трагедий, чем мог бы создать Шекспир…

                                  Из статьи Б. Реизова «Жорж Санд»

         … Жорж Санд нельзя замыкать в рамки её «женского сердца» и в каждой сцене или образе видеть только воспоминание о житейской детали или о личных столкновениях с людьми… Испытав сама бедствия, на которые обрекают женщину отжившие институты, Жорж Санд рассматривала свою жизнь как проблему общественную, которую и разрешать нужно в широком общественном и философском плане. …Жажда личного счастья как исконного права человека, чувство свободы, понятой как единственное средство дальнейшего общественного развития, протест против всего, что мешает утверждению личного начала, идеи, развивавшиеся в нездоровой атмосфере июльского режима, определили и душевные тревоги Жорж Санд и события её биографии.

         …В конце 1820-х годов, когда Аврора Дюдеван ещё не помышляла о литературной деятельности, она была во власти сентиментальной традиции Жан-Жака Руссо и руссоистских, преимущественно женских, романов Империи и Реставрации. Она говорила о «чувствительных сердцах», считала любовь высшим занятием и счастьем человека. Затем, в 1830-е годы, чувствительность приобрела другие формы, она превратилась в неистовую страсть, противопоставила себя обществу и стала началом разрушительным, приводящим и убийству и самоубийству. Наконец к 1840-м годам чувствительность стала средством вживания в объективный мир, постижения природы и чужой души, необходимым для объективного искусства. «Выйти за пределы самого себя» стало для неё законом не только философии, но и художественного творчества.

         …Среду Жорж Санд понимает широко. Это не только быт, семья, навыки данного социального слоя, не только впечатления личной жизни, но и идеологические движения эпохи, определяемые состоянием общества и процессами, в нём происходящими. Ни Ораса, ни Жака, ни Лелии, героев одноимённых романов, ни кого бы то ни было из людей, населяющих её произведения, нельзя было бы понять вне больших закономерностей, выходящих далеко за пределы бытового, социального или культурного гнезда, в котором они заключены и из которого они вырвались. В любом романе Жорж Санд легко ощутить это разнообразие людей в противоречивом единстве данного общества, разносторонне направленные силы, составляющие все вместе большое движение эпохи.

         …Герои Жорж Санд совершают поступки, подсказанные побуждениями, идущими не от разума и не от сознания и как будто не имеющими практического смысла. Иногда это страсти и инстинкты низкого, чисто личного плана, иногда – и это случаи более интересные – высокого нравственного характера. Нравственность, то есть интересы коллектива, ощущение единства со всем окружающим, не является приобретением разума, это закон природы, органическое свойство материи и духа в их единстве и нерасторжимости. Вот почему любимые герои Жорж Санд, оправданные и превознесённые ею, отличаются не столько силой анализа, сколько глубиной внутреннего постижения истины, «инстинктом» добра, указывающего им верный путь.

         …Жорж Санд не верила в существование Бога вне мироздания. Бог для неё значил непрерывное совершенствование мира, развития в нём нравственного начала, движение к общественной справедливости. …Задачей её было обнаружить ростки будущего и людей будущего в тёмной современности, намечать путь, каким движется общество к подлинной демократии и справедливости, и развивать в людях инстинкты добра, высшую нравственность, без которой, по её мнению, эта справедливость никогда не наступит.

          Желание всё понять, создать некий динамический синтез из суммы непостижимы противоречий определило особый характер творчества Жорж Санд. Пантеизм не исключал чувства ответственности, а ответственность требовала понимания происходившего, оценки и мысли. Отождествить себя с историей, с человечеством, со «всем»  – значило потерять покой и вместе с тем обрести его, трудиться и видеть в этом исполнение долга и высшее счастье.     

                                          Методические рекомендации

         В предисловии к первому изданию романа «Индиана» Жорж Санд писала: «Индиана – это тип; это женщина, существо слабое, представляющее собою подавленные или, если угодно, устранённые законами страсти; это воля в борьбе с необходимостью; это любовь, бьющаяся своим слепым лбом обо все препятствия цивилизации». В этом произведении будут поставлены вопросы, к решению которых Санд будет возвращаться на протяжении всего своего творчества. Необходимо обратить внимание на первую сцену  романа, которую можно считать символическим ключом ко всему произведению, перед нами – гнетущая в своей неподвижности атмосфера дома. Замкнутое пространство гостиной, где в дождливый осенний вечер оказались заперты участники драмы, исключает всякую свободу действий и предписывает каждому из трёх персонажей исполнение взятой на себя роли: старого ревнивого мужа, вынужденного следить за женой, несчастной молодой супруги, смиряющейся с подчинённым положением, и дальнего родственника, спокойного наблюдателя за происходящим. Семья становится клеткой, в которой заперт человек и из которой нет выхода. Индиана обречена на безрадостное существование, которое отнимает у неё физические силы и приближает к смерти (интересно проследить развитие мотива смерти в начале романа). Угроза исходит именно от семьи, так как в ней нет взаимной любви и привязанности. Союз между мужчиной и женщиной сводится к одобряемому обществом договору, который делает людей несвободными, а значит, препятствует обретению счастья. Женщину же законы общества делают бесправной, потому мужчина становится повелителем, деспотом, тираном, власть которого над женщиной – прислужницей, рабой – почти безгранична. В семье женщина сама себе не принадлежит, она перестаёт совпадать с самой собой, тогда как её долг перед самой собой – осуществить своё предназначение, что возможно только в порыве к счастью. Необходимо обратить внимание на то, как решается в романе тема счастья и любви. Счастье сближается Санд с любовью, которая почти всегда требует жертвы как очищения от греха забвения благодати чувства. Героини ранних романов Санд добровольно отказываются от мнимого благополучия, устойчивого порядка быта. Прежде чем достичь счастья, человек, по мнению Санд, должен отречься от своего прошлого, связанного с семьёй, вернуться к самому себе, забыть то, что роднит его с обществом и цивилизацией, противоречит естественному состоянию (в этом взгляды романистки близки руссоистским идеям). К этому и приходят связанные взаимностью чувства Индиана и её двоюродный брат Ральф, нашедшие приют в затерянном уголке острова Бурбон, чья заманчивая первозданность описана в духе идиллии. Любовь тоже требует отречения от себя, это  тоже договор, как и брак, но заключается он уже ради иной цели – гармонического слияния душ. Жорж Санд оправдывает свою героиню, оставляющую мужа ради возлюбленного, объясняя это «эготизмом»,  который нужно понимать «не как порок, а как право каждого человека» и который предполагает «стремление к счастью, ненависть к несправедливости, жажду свободы». Семейные узы оказываются пустой условностью. Обязательства перед ближними, сдерживающие произвол личной воли, видятся порочными плодами цивилизации, угрожающей естественной добродетели человека. Индиана знает ответственность только перед чувством к Реймону, слепо доверяя страсти. Оценивая свои действия, героиня руководствуется лишь представлениями об истинной любви. Однако союз между Индианой и Реймоном не смог осуществиться, они не стали родственными душами: она – чувствительная, хрупкая, способная на глубокую привязанность, он – расчётливый, эгоистичный, лишённый душевной тонкости. Самая чистая, высокая, прочная связь получает определение через духовную близость, скреплённую родственными отношениями. Они становятся возможным между Индианой и её двоюродным братом – Ральфом. Ральф относится к Индиане как к сестре, целомудрие которой необходимо оберегать, как к дочери, ждущей покровительства и защиты. Ральф посвятил многие годы воспитанию Индианы, когда та была ещё ребёнком: он  создавал её нравственный облик, развивал её ум, совершенствовал природу женского характера. Супружеские отношения, осквернённые обществом и превратившиеся в условность, которая препятствует счастью и мешает духовному сближению, Санд заменяет связью иного характера, в основе её – истинность природного закона: естественные отношения брата и сестры, отца и дочери, матери и сына. Ральф для Индианы прежде всего заботливый брат, а лишь потом – муж. Отсюда можно сделать вывод: Санд не только критикует социальную природу брака, но, во многом руководствуясь просветительскими идеями, ищет иные законы, скрепляющие связи между людьми. В романе «Валентина» Жорж Санд продолжает размышлять о женской судьбе и моделировать идеальное супружество, в котором смогли бы воплотиться её мечты о новой семье.

         В романе «Консуэлло» и его продолжении – «Графине Рудольштадт» Санд размышляет о судьбе талантливой певицы, в образе которой воплотилось представление писательницы о характере истинного искусства и о призвании артиста. Необходимо сделать акцент на том, что дилогии затрагиваются исторические, социально-политически и эстетические вопросы. Широкий охват исторической эпохи (XVIII век) достигается за счёт того, что действие в дилогии происходит в нескольких европейских странах – Италия, Чехия, Австрия, Германия,  – согласно скитаниям главной героини. Санд воспроизводит характер взаимоотношений в мире артистическом и мире придворном. Мир артистический есть отражение  нравов, распространённых в обществе, поэтому в нём процветают такие пороки, как тщеславие, лицемерие, корысть, честолюбие. Театральное музыкальное искусство, заражённое светскими предрассудками, перестаёт быть истинным искусством. Тщеславие и честолюбие движет исполнителями главных оперных партий в венецианском театре – Кориллой и Андзолето. Эгоистические страсти мешают им достичь вершин музыки, они предают свой талант в погоне за славой и деньгами. Представление писательницы об истинном искусстве явлено через образ главной героини романа. Жорж Санд создаёт образ гениальной певицы, чья жизнь подчинена высокому служению музыки, идеальный образец которой показан через убеждения Порпоры – итальянского композитора, требовательного учителя Консуэло. Музыка не сводится к простому увеселению, развлечению непритязательной публики. Настоящая музыка должна быть величественна и серьёзна, она должна нести свет и гармонию, отражая великую тайну замысла мира Богом. Консуэло лишена эгоистических страстей, ей чужды суетность и тщеславие (обратим внимание также на авторское пояснение о происхождении певицы: она не цыганка – в ней нет «лихорадочной порывистости», страстности этого народа, но испанка, с присущим испанцам внутренним спокойствием). Героиня весела, добра и чиста помыслами, она простодушна и наивна, но при этом мудра и проницательна. Жорж Санд обращает внимание на естественность поведения Консуэло, ей присущи врождённый такт и чувство собственного достоинства, несмотря на её бедность и отсутствие светского воспитания. Консуэло выделяет богатство духовного мира, внутренняя сосредоточенность, вдумчивая созерцательность, набожность и трудолюбие. Санд подчёркивает, что одного дарования недостаточно, чтобы достичь высот певческого искусства. Консуэло требовательна к себе, постоянно совершенствует своё мастерство долгими упражнениями. В своём духовном величии она не только чувствует музыку, но и понимает умом  её глубокую суть. Страсть, чувство уравновешиваются в ней разумом, у неё – «могучий ум». Консуэло некрасива, но она преображается во время пения, становится настоящей красавицей. Истинное искусство требует аскетической строгости поведения, самоограничения, отрешённости от мирских соблазнов. Кроме того, талант Консуэло подкреплён верой. По убеждению Жорж Санд, музыка должна быть обращена к людям, не потворствовать капризам непросвещённой публики, но пробуждать в каждом возвышенные чувства, усмирять низкие порывы страстей, уменьшать страдания. Консуэло отвергает интриги театра, она выше мелочности завистников. «Святость» Консуэло, её внутренняя свобода дают ей возможность не стать заложницей закулисных страстей: узнав об измене любимого ей Андзолето, она без сожаления покидает Венецию, отказываясь от блестящей карьеры, требующей компромисса с собственной совестью и чувствами. Однако Жорж Санд настаивает на том, что Консуэло не святая, отказывающаяся от земных чувств и привязанностей ради свободы и жертвенного служения идеалу (на чём настаивает Порпора). Консуэло – женщина, которая живёт не только музыкой, но и страстной любовью к тому, в ком она видит своего спутника жизни (сначала – Андзолето, затем – графа Альберта Рудольштадта). Стоит обратить внимание на романтический ореол таинственности и мистицизма, которым окутан Альберт. Именно в его образе нашёл отражение христианский мистицизм Санд, её мечта о воплотившемся Евангелии.  В споре с Порпорой Консуэло защищает «самые благородные страсти», вложенные в человека самим Богом, и говорит о противоестественности отказа от земной любви. Анализируя роман «Консуэло», необходимо обратить внимание на освещение исторических событий (например, историю гуситской и Тридцатилетней войн в Чехии). Гуситы предстают борцами за национальную идею, за свободу родины и социальное равенство. Стихии народного восстания противопоставлены в романе политика монархических дворов Европы. Монархи алчны и  вероломны: при дворе Фридриха II процветают ложь, подкупы, суеверие, продажность, лесть. Жорж Санд проповедует демократические принципы, не зря симпатии её героини оказываются на стороне угнетённых и униженных, да и сама Консуэло всегда готова отстаивать свою независимость от посягательств власть имущих.

Вопросы для обсуждения

1. В чём неоднозначность решения проблемы женской судьбы в романах Ж. Санд? Почему в Ж. Санд нельзя видеть только безудержную защитницу прав женщин, выступающего против брака как оправдываемого обществом договора, который подчиняет слабого тирании сильного и отсутствие взаимного чувства компенсирует удовлетворением материальной выгоды?

         По мнению А.Моруа, Жорж Санд прошла путь от бунтарства, вызванного неудовлетворённостью страстной натуры и безрезультатностью попыток найти идеальную в своей абсолютной полноте любовь,  – к примирению с прошлым через связь с родовым имением Ноан и признанию своих обязанностей перед близкими. Такую же двойственность французский критик Беатрис Дидье находит и в женских образах романов писательницы. Можно ли согласиться с Б.Дидье в том, что в «Индиане» речь идёт не о бунтарстве героини против рабской зависимости против рабской зависимости от власти мужа, а, напротив, об «одержимости рабством», «мечте о пассивности»? По мнению исследовательницы, в этом произведении сталкиваются «феминистские идеи Жорж Санд и глубинные инстинкты женщины-рабыни». В отечественном литературоведении на сложную эволюцию взглядов Жорж Санд обратил внимание Б. Реизов, который видит в творчестве романистки движение от крайнего индивидуализма до самозабвенного служения другим людям, по его словам, «Жорж Санд хочет спастись от той «свободы», которая подобна одиночному заключению, и найти подлинную, захватывающую, спасительную любовь к тому, что не является её собственным «я». Можете ли вы доказать утверждение Б. Реизова своими наблюдениями над романом «Индиана»?

2. Как можно охарактеризовать отношения между героями романа «Индина»? Почему невозможен диалог между Индианой и её мужем – господином Дельмаром? (Санд подчёркивает невозможность взаимопонимания между супругами, и дело не только в разнице характеров, образования, привычек, но и во взаимном отчуждении, часть вины за которое лежит и на Индиане). Дайте характеристику  Реймона и Ральфа. В чём антагонизм этих образов? Что связывает в романе Ральфа и Индиану, и как выстраиваются их отношения?

3. Каков этический идеал Жорж Санд в романе «Индиана»? Каково представление писательницы о характере любви и счастья? Как видится ей женская свобода? В чём сходство финалов указанных романов? Можно ли проследить связь романов Жорж Санд с руссоистскими идеями? Как видятся Жорж Санд идеальные супружеские отношения?

4. Дайте характеристику образа Консуэло. Как в нём воплотился эстетический идеал Жорж Санд? Подкрепите свой ответ наблюдением над контрастным противопоставлением Консуэло – носительницей истинного искусства – и атмосферы, царящей в европейских театрах. Проанализируйте следующий отрывок, в котором раскрывается идея высокого служения искусству и характер певицы: «… Что за чудесное превращение свершилось с этой юной девушкой, ещё за минуту перед тем такой бледной, подавленной, усталой, испуганной! Вокруг её высокого лба, казалось, реяло небесное сияние; нежная истома была разлита по благородному, спокойному и ясному лицу. В её безмятежном взгляде не видно было жажды успеха. Во всём её существе чувствовалось что-то серьёзное, глубокое, таинственное, что трогало и внушало уважение. …Великолепный псалом «I ceili immense narrano», который Консуэло исполняла в совершенстве. Ни одно произведение не могло более гармонировать с религиозным экстазом, которым была полна в эту минуту благородная душа девушки. Как только Консуэло пробежала глазами первую строчку этого широкого, захватывающего песнопения, она перенеслась в другой мир. Позабыв о графе, о злобствующих соперницах, о самом Андзолето, она помнила только о Боге и Марчелло. В композиторе она видела посредника между собою и этими сияющими небесами, славу которых она готовилась воспеть. Мог ли сюжет быть прекраснее, могла ли быть возвышенней идея! ˂…˃ Восхитительный румянец залил её щёки, священный огонь зажёгся в больших чёрных глазах, и под сводами церкви раздался её неподражаемый голос, честный, могучий, величественный,  – голос, который мог исходить только от существа, обладающего исключительным умом и большим сердцем». Каково, по мнению Жорж Санд, назначение музыки? Как характер и музыкальный талант определяют судьбу главной героини романа?

5. Как показана европейская история в романе «Консуэло»? Проанализируйте изображение социальной жизни в Венеции, Чехии, Австрии и Германии. Можно ли говорить о идейно-политических предпочтениях автора?

Темы рефератов и докладов

1.Тема семьи и брака в творчестве Жорж Санд (на примере одного из романов).

2. Социально-политическая проблематика в творчестве Жорж Санд.

3. Образ «лишнего человека» в романах Жорж Санд.

4. Крестьянская тема в позднем творчестве Жорж Санд.

5. Общая характеристика позднего периода творчества Жорж Санд.

6. Восприятие личности Жорж Санд и её творчества в России.

7. Автобиографическая проза Жорж Санд.

8. Эпистолярное наследие Жорж Санд.

9. Жорж Санд как публицист и литературный критик.

10. Жанр исторического романа в творчестве Жорж Санд.

11. Идейно-философские искания Жорж Санд и их преломление в романном творчестве.

12. Творчество Жорж Санд в контексте европейского романтизма.

Библиография

Жорж Санд. Собр. соч.: В 19 т. – Л., 1971.

Моруа А. Жорж Санд. – М., 1968.

Трапезникова Н.С. Романтизм Ж. Санд: Проблема взаимосвязи романтизма и реализма во французской литературе XIX века. – Казань, 1976.

Трескунов М.С. Жорж Санд: Критико-биографический очерк. – Л., 1976.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм: Очерки. – М., 1974.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М., 1977.

Galzy J. George Sand. – P., 1950.

Thomas E. George Sand. – P., 1959.

Salomon P. George Sand. – P., 1962.

Chonez C. George Sand. – P., 1973.

Mallet F. George Sand. – P., 1976.

Pirotte H. George Sand. – P., 1983.

Vermeylen P. Les idées politiques et socials de George Sand.  – Bruxelles, 1984.

Создано на Craftum