Л.А. СИМОНОВА

МЫСЛИТЕЛИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА




I. Пояснительная записка

        Данный спецкурс рассчитан на студентов-филологов. Цель спецкурса – сформировать у студентов более полное представление о такой сложной культурно-исторической эпохе, как Возрождение. Возрождение изучается как особый период в развитии европейских литератур в курсе зарубежной литературы. Безусловно, расцвет литературы считается одним из самых выразительных симптомов Возрождения в Италии и других странах Европы. Однако изучение творчества крупнейших поэтов и писателей, таких как Данте, Петрарка, Рабле, Шекспир и Сервантес, оказывается недостаточным, чтобы раскрыть сущность процесса перехода от Средневековья к Новому времени. Традиционно акцент делается на антропоцентризме, раскрепощении естественных сил человека, вере в безграничность его возможностей, оптимистическом, жизнерадостном пафосе произведений. Такой подход во многом оказывается односторонним, не отражающим противоречивой природы Ренессанса. Между тем, Возрождение требует самого пристального внимания. Это время, когда складывается новое мировоззрение, во многом определившее состояние современной европейской культуры.

        В настоящее время в науке существует множество подходов изучения этого интереснейшего феномена. Образ Ренессанса, его истоки, ценностные основания остаются дискуссионной проблемой. Необходимо проследить органическую связь Возрождения и Средневековья, сложность отношения ренессансных мыслителей к античному наследию, к религиозным проблемам и т.д. Изучение Ренессанса требует расширения контекстов исследования, привлечения разнородного материала. Поэтому спецкурс носит междисциплинарный характер, привлекаются историографические, философские, литературоведческие и искусствоведческие источники.

        Развитие возрожденческих тенденций  рассматривается на примере таких европейских стран, как Италия, Германия, Франция, Испания. Под Возрождением имеются в виду новые явления в культуре, хронологически объединённые в пределах одного исторического периода – с XIII до начала XVII века.       Ренессанс нашёл наибольшее отражение в культуре Италии XIV-XVI веков, этим объясняется больший интерес к культурным процессам именно этого европейского государства. Под «мыслителями» понимаются не только учёные и философы, но и  художники, писатели, архитекторы, политические деятели, - все те, кому в своём творчестве удалось выразить дух эпохи, основные проявления новых потенций.

        Спецкурс должен помочь студенту осознать природу многих культурных явлений, определяющих как движение истории, так и жизнь отдельного человека в современном мире.

III. Содержание программы спецкурса «Мыслители  Возрождения»

Тема 1. Особенности ренессансной культуры и подходы к её изучению

        Появление термина «Ренессанс» и его использование. Понятие Возрождение применительно к странам Европы и Азии. Временные границы Возрождения в западных странах, основные периоды Ренессанса в Италии. Проблема Возрождения в освещении ренессансных писателей: концепция поворота истории, критика средневекового искусства, идея возвращения к «золотому веку» античности, оценка развития живописи, архитектуры и скульптуры. Характеристика эпохи Ренессанса у просветителей (Вольтер, Гиббон, Тирабоски). Попытки определения феномена Возрождения в зарубежной (Г. Фойгт, Я. Буркхардт, А. Шастель, У. Фергюсон, Л. Торндайк, Й. Хейзинга, А. Грамши и др.) и отечественной (А.К. Дживелегов, В.И. Рутенбург, М.А. Гуковский,            Л.М. Баткин, А.Ф. Лосев и др.) науке.

        Политическое и экономическое положение стран Европы XV – XVI веков. Основные исторические события указанного периода. Ренессанс как переходная эпоха. Влияние средневекового наследия на формирование философско-эстетических представлений в эпоху Ренессанса. Изучение искусства и научной мысли античности, культ латыни в Италии. Идея следования природе. Представление о мире и человеке в эпоху Возрождения. Развитие научного знания, проблема разума и веры. Взгляд на художника и его творение, власть искусства над жизнью. Трактаты об искусстве, понятие «изящных искусств». Значение понятия  «гуманизм».

Тема 2. Проторенессанс

        Представление о человеке и мире, проблема Творца и красоты в философии Фомы Аквинского, Ульриха Страстбургского, Бонавентуры, Франциска Ассизского. Романский, византийский и готический стили в искусстве. Джотто ди Бондоне как реформатор мировой живописи. Особенности стиля Джотто. «Четыре комплекса» (М.В. Алпатов) живописи Джотто: «иконное начало», «построение в кубическом пространстве», «реалистические символы», «картина как зрелище». Джотто  как архитектор.

        Гений Данте Алигьери. Италия во времена поэта. Творчество Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти – поэтов «нового сладостного стиля». Ранняя поэзия Данте и «новый сладостный стиль»: рождение новой поэтической формы, культ дамы сердца, размышления о сущности любви. «Новая жизнь» как внутренняя биография Данте. Образ Беатриче и  пути постижения тайных основ бытия. Размышления на политические, этические и философские темы в трактате Данте «Пир». Представления Данте о идеальном политическом устройстве, моральных нормах поведения человека и строении космоса. Опыт теории итальянской поэзии – трактат «О народном красноречии». Идея всемирного государства в трактате Данте «Монархия». Восхождение как познание Божественной истины: идейно-художественная система «Божественной комедии». Связь Данте со средневековьем. Данте как поэт Возрождения.

Тема 3. Подготовка Ренессанса (XIV век)

        Историческая характеристика Италии XIV века. Франческо Петрарка – первый европейский гуманист. Жизнь Петрарки. Речь Петрарки на Капитолии: утверждение нового взгляда на поэзию и творчество. Латинские произведения Петрарки. Поэма «Африка» как национальная эпопея. Эпистолярное наследие Петрарки: новый взгляд на человека. Выбор нравственной позиции в диалогизированной исповеди Петрарки «Моя тайна». Проблема «стилизации» и «подлинности» петрарковского «я» в «Письме к потомкам». Лирическая исповедь поэта – «Книга песен». Образ возлюбленной, основные мотивы и настроения «Канцоньере». Влияние творчества Петрарки на последующую литературу, петраркизм.

        Джованни Боккаччо. Личность и судьба писателя. Подступы к идеалу гармоничного человека: ранние произведения Боккаччо (романы «Филострато», «Филоколо», «Тезеида», пасторали «Амето» и «Фьезоланские нимфы»). «Фьяметта»  –  первая психологическая новелла. Основные образы и мотивы «Декамерона». Жанровая поэтика «Декамерона». Боккаччо после «Декамерона», кризис мировоззрения.

Тема 4. Искусство раннего Ренессанса  

        Флорентийская школа живописи. Изображение человека у Мазаччо. Античная традиция у Донателло. Беноццо Гоццоли: ориентация на готическую живопись Тосканы. Экспрессия и психологическая выразительность в творениях Филиппо Липпи как «обновлённая вера в земное существование». Отражение чувств и движений души в живописи Доменико Гирландайо. Новаторский характер архитектуры Брунеллески. Мантенья и североитальянская художественная школа. Джованни Беллини и венецианская школа живописи.

        Учение о перспективе. Систематизация внешнего мира. Художник как наблюдатель. Трактат Пьеро делла Франчески «О живописной перспективе». Трактат об архитектуре Антонио Аверлино Филарете. Трактат о живописи Ченнино Ченнини. Проблемы красоты и гармонии в трактатах Леон Батиста Альберти «О зодчестве», «О живописи», «О статуе».

Тема 5. Гуманистическая направленность Возрождения XV века        

        Общественно-политическая жизнь в Италии XV века. Социально-политические проблемы в трудах представителей гражданского гуманизма. Осмысление понятий «свобода», «равенство», «справедливость» в трактате Леонардо Бруни «Восхваление города Флоренции». Поиск правовых и моральных основ справедливости в трудах Маттео Пальмиери «О гражданской жизни» и «Граде жизни». Пример идеального государственного устройства в «Диалоге о свободе» Аламанно Ринуччини.

        Флорентийская академия как типичное явление культуры Возрождения. Братство учёных. Основные черты флорентийского неоплатонизма. Учение о любви и всеобщей религии Марсилио Фичино. Трактат Пико делла Мирандола «О достоинстве человека»: человек творит самого себя. Путь самосовершенствования в трактате Лоренцо Валлы «О наслаждении». Природа и человек в философии Петро Помпонацци.

Тема 6. Политические деятели итальянского Возрождения. Роль личности в истории

        Сложность оценки личности Савонаролы и его деятельности. Жизнь Савонаролы до начала его преследования. Проповедническая деятельность Савонаролы: вера в добродетель человека, освящённую религией. Савонарола в качестве настоятеля монастыря и главы флорентийского правительства. Философские сочинения мыслителя. Проблема разума и веры, свободной воли в теологических трактатах «О смирении и милосердии» и «О молитве умной». Размышления Савонаролы о красоте и поэзии. Преследование Савонаролы и его гибель.

        Личность Николо Макиавелли. Общественно-политическая деятельность Макиавелли. Сущность политической теории Макиавелли. Макиавелли и «макиавеллизм». Идеал государства, основные принципы правления в трактате «Государь». Личность и государство: проблема гуманистических ценностей в трактате. Вопросы религии в «Государе». Теория смены форм государственного правления. Освещение событий европейской истории  труде Макиавелли «История Флоренции». Сочинения Макиавелли практического характера. Обличение человеческих пороков в комедии Макиавелли «Мандрагора».

        Франческо Гвиччардини как видный политик своего времени. Сочинения Гвиччардини на политические и философские темы. Представление Гвиччардини о власти и способах правления. Проблемы республиканского устройства в трудах Донато Джанотти («Рассуждение об итальянских делах», «О флорентийской республике») и Паруты («Рассуждение о политике»).

        Возрожденческий утопизм Томазо Кампанеллы. Модель идеального государства в трактате Кампанеллы «Город Солнца». Влияние учения Платона на взгляды Кампанеллы. Черты ренессансного мировоззрения в трудах Кампанеллы.

Тема 7. Итальянские художники высокого Возрождения                                          

        Характерные особенности стиля Сандро Боттичелли. Интимность и острота внутреннего переживания в картинах Боттичелли. Античные приёмы в творчестве художника. «Весна», «Рождение Венеры», «Венера и Марс» - шедевры Боттичелли.

        Основные вехи творчества Леонардо да Винчи. Загадка личности художника. Леонардо как учёный и экспериментатор. Трактат о живописи: искусство есть наука. Практика и опыт в эстетико-философских взглядах Леонардо. Наброски и эскизы Леонардо. Загадка известных картин художника («Тайная вечеря», «Иоанн Креститель», «Мона Лиза»). Титанизм и трагизм Леонардо.

        Микеланджело Буонарроти. Проблема человека и её разрешение в скульптурах Микеланджело. Скульптура «Давид»: героизированный титанизм. Особенности стиля Микеланджело-художника. Роспись Сикстинской капеллы – гениальное творение Микеланджело. Трагические мотивы в позднем творчестве Микеланджело. «Страшный суд»: тщета всего земного, одиночество человека и его беспомощность перед космосом. Поэтическое наследие Микеланджело. Идея красоты и духовного просветления в поэзии Микеланджело. Глубина самосознания и зыбкость идеала гармонической личности у Микеланджело.

        Жизненный и творческий путь Рафаэля. Раннее творчество художника. Рафаэль в лучах славы. Искусство портрета, техника передачи характера (портреты Маддалены и Аньоло Дони, «Автопортрет»). «Мадонны» Рафаэля: гармоническая красота и просветлённая женственность. «Сикстинская Мадонна» - выдающееся творение живописца. Роспись Станцы делла Сентьятура: идеалы равновесия и гармонии гуманистической культуры. Образы великих учёных и философов античного мира (Платон, Аристотель и др.). Богословская тема («Димпута»), Церковь земная и Церковь небесная.

Тема 8. Литература зрелого Возрождения

        Идеи гуманизма в трактатах Поджо Браччолини. Природа смеха в «Фатециях» Браччолини. Композиционно-стилистические особенности «Фатеций». «Vita» Бенвенуто Челлини как одна из хроник Возрождения. Поэтическая программа Анджело Полициано. Основные темы поэзии Полициано. Отражение ренессансного идеала в поэме Полициано «Стансы на турнир». Преломление античных традиций в «Сказаниях об Орфее» Полициано.

        Ренессансный рыцарский роман. Роман Лодовико Ариосто «Неистовый Орландо»: традиции и новаторство. Особенности композиции, система образов. Новелла зрелого Возрождения. Традиции «Декамерона» Боккаччо. Новеллы Франко Сакетти, Мазуччо, Маттео Банделло: подражание и полемика. Художественное своеобразие новелл Томмазо Гуардати, Франческо Марии Мольца, Матео Банделло. Итальянская комедия зрелого Возрождения. Природа комического в пьесах Ариосто,  Анджело Беолько и Пьетро Аретино. Судьба итальянской трагедии в XV-XVI веках, основные темы и образы. Героическая поэма Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим»: жанровое своеобразие. Основные мотивы поэмы. Поэма Тассо как переходное явление (черты маньеризма в поэме).

Тема 9. Позднее итальянское Возрождение

        Маньеризм как философское и художественное направление. Философская основа маньеризма. Дж.П. Ломаццо и Ф. Цуккари как теоретики маньеризма. Художественный метод маньеризма. Аллегоризм и символизм в маньеризме. Представление о красоте Аньоло Фиренцуолы.

        Итальянский пантеизм XVI века. Натурфилософия Бернардино Телезио, отрицание разумного и математического познания. Противоречия в учении Телезио о материи. Неоплатонизм Франческо Патриции. Джордано Бруно как предшественник новоевропейского естествознания. Антихристианская сущность учения Дж. Бруно. Учение Бруно о «героическом энтузиазме».

Тема 10.  Возрождение в Германии

        Проблема Возрождения в Германии. Немецкая мистика XV века (Мейер Экхарт, Йоганн Таулер, Генрих Сузо). Бюргерская культура. Немецкая готика. Постижение человеком Бога. 90-е годы XV века – 30-е годы XVI века – расцвет искусства немецкого Возрождения. Альбрехт Дюрер как ученик итальянских мастеров. Теория изобразительного искусства Дюрера, учение о перспективе и пропорции («Четыре книги о человеческой пропорции», «Руководство к измерению с помощью циркуля и линейки»). Представление о красоте и её отражении в искусстве. Искусство как научное знание. Особенности живописной техники Дюрера. Традиции готики в картинах Дюрера (аффективная порывистость и отсутствие рационализма): «Распятие», «Звучание семи труб и разрушение мира», «Потоп», «Четыре апостола». Понимание Дюрером христианства и его отношение к Лютеру. Маттиас Грюневальд – представитель эмоционального, экспрессивного искусства. Близость Грюневальда к готике и мистике средневековья. Образ Христа в Изенгеёмском алтаре. Философские и науные взгляды Теофраста Парацельса.

        Человек и религия. Истоки протестантизма. Реформация. Мартин Лютер – вождь церковной оппозиции. Политическая деятельность Ульриха фон Гуттена. Томас Мюнцер – один из идеологов Реформации. Религиозно-философское учение Мюнцера. Религиозное учение Жана Кальвина.

Тема 11. Возрождение во Франции

        Франция в XV-XVI  веках. Искусство во Франции XV века: миниатюра, портрет, религиозные композиции. Искусство XVI века: ренессансные черты в архитектуре Фонтенбло, Лувра, замков Луары. Портретная живопись XVI века. Жан Гужон и Жермен Пилон – крупнейшие скульпторы французского Ренессанса.

        Творчество Франсуа Вийона. Личность поэта. Размышления о жизни, попытка самоопределения в стихотворениях Вийона. Творчество Франсуа Рабле. Идея совершенного человека в романах Рабле. Картина Телемского аббатства в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Проблема смеха у Рабле (труды М. Бахтина и Л.Е. Пинского). Поиск истины в «Опытах» Мишеля Монтеня. Проблемы разума и науки у Монтеня. Скептицизм Монтеня. Признание своеобразия и текучести личного самочувствия. Духовное раскрепощение человека в поэзии Клемана Маро и диалогах Бонавентюра Деперье. «Новая поэзия» в творчестве поэтов Плеяды. Богатство человеческих чувств в поэзии Пьера де Ронсара. Поэзия Дю Белле и Теодора Агриппы Д`Обинье.

Тема 12. Ренессанс в Англии

        Историческая характеристика Англии XV-XVI веках. Учение Фрэнсиса Бэкона: доверие к фактам человеческого опыта. Представление о формах в философии Бэкона. Символика античного мифа в трудах Бэкона.

        Представление о человеке в творчестве Т. Мэлори. Первые поэты-гуманисты: Дж. Скелтон, Т. Уайст, Г. Сари. Мир высоких чувств и идеалов: Ф. Сидни, Э. Спенсер. К. Марло: проблема титанизма.

        Томас Мор как государственный деятель. Идеальное государство в утопии Мора «Золотая книга».

        Вильям Шекспир. Гибель возрожденческой гармонии, трагизм бытия в «Юлии Цезаре», «Гамлете», «Отелло» и «Макбете» Шекспира.

Тема 13. Ренессанс в Испании

        Историческая ситуация в Испании XV-XVI веков. Политическая мысль в Испании XVI века. Особенности испанского гуманизма. Испанский портрет XVI века: внимание к внутреннему миру человека. Испанский театр XVI века. Мигель де Сервантес. Ранние произведения Сервантеса. «Галатея»: мечта о «золотом веке». Драматические опыты Сервантеса. Проблема свободы и счастья человека в новеллах Сервантеса. Неосуществимость идеала универсальной личности в романе «Дон Кихот». Приверженность гуманистическим ценностям (поздние произведения Сервантеса).

IV. Список рекомендуемой литературы

Основные учебные пособия и справочная литература

1. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего возрождения. М., 1988.

2. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

3. Горфункель А.К. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. В 2-х томах. Т.1. Италия с 1250 по 1380 год. Л., 1947.

5. Де Санктис. История итальянской литературы. М., 1963.

6. Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2-х частях. М., 1998.

7. Кузнецов Б.Г. Идеалы и образы Возрождения. М., 1979.

8. Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

9. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

10. Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения. М., 1998.

11. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

12. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

13. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

14. Эстетика Ренессанса. М., 1981.

Источники и литература к темам

Тема 1. Особенности ренессансной культуры и подходы к её изучению

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

2. Баткин Л.М. Проблема итальянского Возрождения // Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного мышления. М., 1990.

3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

4. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2001.

6. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. Спб., 2004.

7. Голенищев-Кутузов И.Н. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-XVI веков. М., 1963.

8. Дживелегов А.К. Творцы итальянского возрождения. В 2-х томах. М., 1998.

9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1998.

10. Петров М.П. Ренессанс как проблема современного нравственного и исторического сознания // Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993.

11.Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. Л., 1974.

12. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

Тема 2. Проторенессанс

1. Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.-Л., 1939.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

3. Ауэрбах Э. Данте – поэт земного мира. М., 2004.

4. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.

5. Беллози Л. Джотто. М., 1996.

6. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 3-х томах. М.-Л., 1935.

8. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. М., 1967.

9. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

10. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте и предвозрождение // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

11. Данте А. Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. Пир. М., 2004.

12. Дживелегов А.К. Данте Алигиери. Жизнь и творчество // Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2-х томах. Т. 1. М., 1998.

13. Елина Н.Г. Данте. Критико-биографический очерк. М., 1965.

14. Кржевский Б.А. Данте // Кржевский Б.А. Статьи о зарубежной литературе. М.-Л., 1960.

15. Кустодиева Т.К. Итальянское искусство эпохи Возрождения. XIII-XVI века. Л., 1985.

16. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3-х томах. М., 1956-59.

17. Ранняя итальянская лирика. М., 2001.

18. Сергеев К.В. Театр судьбы Данте Алигьери: введение в практическую анатомию гениальности. М., 2004.

19. Сутуева Т.О. Данте Алигьери. М., 1963.

Тема 3. Подготовка Ренессанса (XIV век)

1. Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера // Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.

2. Боккаччо Дж. Декамерон. М., 1998.

3. Боккаччо Дж. Фьяметта. М., 1968.

4. Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983.

5. Веселовский А.Н. Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere (1304-1904). Л., 1939.

6. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988.

7. Петрарка Ф. Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма. М., 2002.

8. Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998.

9. Фурман Ю.М. Франческо Петрарка: Посмертная судьба в Европе и России. Харьков, 2000.

10. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. М., 1974.

11. Хлодовский Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1983.

12. Шишмарёв В.Ф. «Декамерон» Боккаччо // Шишмарёв В.Ф. Избранные статьи. Л., 1972.

13. Шкловский В.Б. На пути к созданию характера как нового единства // Шкловский В.Б. Повести о прозе. М., 1966.

14. Штейн А.Л. Почему читают «Декамерон» // Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. М., 1977.

Тема 4. Искусство раннего Ренессанса

1. Абрамсон М.Л. От Данте до Альберти. М., 1979.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

3. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935-37.

4. Ачидини Лукинат Кр. Беноццо Гоццоли. М., 1996.

5. Баткин Л.М. Категория Варьета у Леона Баттисты Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма // Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного мышления. М., 1990.

6. Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи раннего Возрождения. М., 1996.

7. Данилова И.Е. Альберти о композиции в живописи // Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1984.

8. Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной картины кватроченто. М., 1975.

9. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.

10. Знамеровская Т.П. Проблемы Кватроченто и творчество Мазаччо. Л., 1970.

11. Зубов В.П. Леон Батиста Альберти. М., 1977.

12. Камезаска Э. Мантенья. М., 1996.

13. Крайнева И.Б. Леон Баттиста Альберти о роли искусства в обществе // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

14. Кустодиева Т.К. Итальянская живопись XIII-XVI века. СПб., 1994.

15. Микелетти Э. Доменико Гирландайо. М., 1996.

16. Смирнова И.А. Трактат «О живописи» Л.Б. Альберти и некоторые проблемы искусства итальянского раннего Возрождения // Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993.

17.Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII-XV веков. М., 1987.

18.Пиньятти Т. Венецианская школа. М., 1983.

19. Фосси Г. Филиппо Липпи. М., 1997.

20. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М., 1933.

Тема 5. Гуманистическая направленность Возрождения XV века     

1. Баткин Л.М. Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола о месте человека в мире // Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

3. Бернадская Е.В. Гуманизм и политическая практика итальянских государств (конец XIV-XV вв.) // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. М., 1977.

5. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV века). М., 1983.

6. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. М., 1980.

7. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963.

8. Кудрявцев О.Ф. Гуманистические академии итальянского Возрождения // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

9. Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., 1982.

10. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV-первой половины  XV века. М., 1977.

11. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

11. Хоментовская А.И. Лоренцо Валла – великий итальянский гуманист. М.-Л., 1964.

Тема 6. Политические деятели итальянского Возрождения. Роль личности в истории

1. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Трагический гуманизм Никколо Макьявелли. Политики, поэзия, человек // Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.

2. Баткин М.Л. Макьявелли и парадоксы «я» на пороге Нового времени // Баткин М.Л. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.

3. Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. В 2-х томах. СПб., 1913.

4. Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. СПб., 1914.

5. Володина Н. Никколо Макиавелли и его комедия «Мандрагора» // Макиавелли Н. Мандрагора. М., 1958.

6. Гвиччардини Ф. Сочинения. М., 1934.

7. Дживелегов А.К. Никколо Макиавелли // Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2-х томах. Т.2. М., 1998.

8. Гончаров И.А. Рациональность политики и рациональный политик в «Государе» Никколо Макиавелли // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. СПб., 2005.

9. Дживелегов А.К. Франческо Гвиччардини // Дживелегов А.К.  Творцы итальянского Возрождения. В 2-х томах. Т.2. М., 1998.

10. Житомирская С.В. Политические воззрения Франческо Гвиччардини. М., 1945.

10. Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л., 1954.

11. Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.

12. Макиавелли Н. История Флоренции. Л., 1973.

13. Рутенбург В.И. Кампанелла. Л., 1956.

14. Рутенбург В.И. Макьявелли и Гвиччардини // Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

15. Топорова А.В. Феномен Савонаролы // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001.

16. Чиколини Л.С. Социальная утопия в Италии XVI-начала XVII в. М., 1980.

17. Штекли А.Э. «Город Солнца»: Утопия и наука. М., 1978.

18. Юсим М.А. Макиавелли в России: Мораль и политика на протяжении пяти столетий. М., 1998.

Тема 7. Итальянские художники высокого Возрождения

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2. Алтаев А. Рафаэль. М., 1993.

3. Баткин М.Л. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 2000.

4. Берковский Н.Я. Леонардо да Винчи и вопросы Возрождения // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.-Л., 1962.

5. Гараш К. Итальянские портреты эпохи Ренессанса. Будапешт, 1983.

6. Гастев А. Леонардо да Винчи. М., 1984.

7. Головин В.П. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь. М., 1985.

8. Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л., 1947.

9. Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. Творческая биография. Л.-М., 1967.

10. Дажина В.Д. Микеланджело: Рисунок в его творчестве. М., 1987.

11. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения: Древняя Русь. Италия. Живопись, архитектура, скульптура. Искусство и зритель. М., 1987.

12. Дживелегов А.К. Микеланджело. М., 1938.

13. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М., 1974.

14. Дунаев Г.С. Сандро Ботиччелли. М., 1977.

15. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М., 1962.

16. Кристофанелли Р. Дневник Микеланджело Неистового. М., 1985.

17. Кустодиева Т.К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII-XVI века. Л., 1985.

18. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М., 1952.

19. Лазарев В.Н. Микеланджело // Микеланджело. Жизнь Творчество. М., 1980.

20. Лебедянский М.С. Портреты Рафаэля. М., 1983.

21. Леонардо да Винчи. Трактаты о живописи. М., 1934.

22. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные сочинения. М.-Л., 1955.

23. Маккаи Л. Мир Ренессанса. Будапешт, 1984.

24. Микеланджело и его эпоха. М., 1978.

25. Микеланджело Б. Поэзия. Письма. М., 1983.

26. Нардини Б. Встреча с Микеланджело. М., 1986.

27. Петрочук О.К. Сандро Боттичелли. М., 1983.

28. Рафаэль и его время. М., 1986.

29. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI-XVII веков: Микеланджело, Тициан, Караваджо. М., 1989.

30. Санти Б. Рафаэль. М., 1995.

31. Стам С.М. Флорентийские мадонны Рафаэля.  Саратов, 1982.

32. Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987.

33. Смирнова И.А. Сандро Боттичелли. М., 1967.

34.Хойзингер Л. Микеланджело: Очерк творчества. М., 1996.  

Тема 8. Литература зрелого Возрождения

1. Андреев М.Л. Принцип ансамбля в поэтике «Неистового Орландо»: к проблеме универсального стиля в литературе и искусстве Высокого Возрождения // Рафаэль и его время. М., 1986.

2. Андреев М.Л. Социальная проблематика в комедиях итальянского Возрождения // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

3. Баткин Л.М. Ренессансное мировосприятие в поэме Ариосто // Проблемы итальянской истории. М., 1978.

4. Боброва Е.И. Основные черты флорентийской литики конца XV века // Романо-германская филология. Л., 1957.

5. Браччолини Поджо. Фацетии. М.-Л., 1934.

6. Горохова Р.М. Торквато Тассо в России XVIII века (Материалы к истории восприятия.) // Россия и Запад. Л., 1973.

7. Дживелегов А.К. Поджо Браччолини и его «Фацетии» // Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2-х томах. Т. 2. М., 1998.

8. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962.

9. Егерман Э. Итальянская новелла эпохи Возрождения // Итальянская новелла Возрождения. Самара. 2001.

10. Итальянская новелла Возрождения. Самара. 2001.

11. Мазуччо Г. Новеллино. М.-Л., 1931.

12. Мокульский С.С. Мазуччо Гвардато и его Новеллино // Мазуччо Гвардато. Новеллинл. М.-Л., 1931.

13. Михайлов А.Д. Вопросы типологии европейской новеллы XV века // Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. М., 2001.

14. Полициано А. Сказание об Орфее. М.-Л., 1933.

15. Сакетти Ф. Новеллы. М.-Л., 1962.

16. Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2001.

17. Челлини Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М., 1987.

18. Шишмарёв В.Ф. Итальянская литература второй половины XIV века // Шишмарёв В.Ф. Избранные статьи. Л., 1972.

Тема 9. Позднее итальянское Возрождение

1. Баткин Л.М. Фиренцуола и маньеризм. Кризис ренессансного идеала // Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

2. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953.

3. Виппер Б.Г. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. (1520-1590): К проблеме кризиса итальянского гуманизма. М., 1956.

4. Гере Дж. Римский маньеризм. М., 1985.

5. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.

6. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. М., 1980.

7. Дживелегов А.К. Аньола Фиренцуола // Фиренцуола А. Сочинения. М.-Л., 1934.

8. Йейтс Ф.А.Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.

9. Монбейг-Гогель К. Флорентийский маньеризм. М., 1983.

10. Фиренцуола А. Беседы о любви. М.-Л., 1934.

11. Фиренцуола А. Сочинения. М.-Л., 1934.

12. Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2001.

Тема 10.  Возрождение в Германии

1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение. М., 1990.

3. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2-х томах. М.-Л., 1957-61.

4. Дюрер А. О шрифте: Отрывок из третьей книги трактата «Наставление к изерению». М., 1981.

5. Зарницкий С.В. Дюрер. М., 1984.

6. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981.

7. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.

8. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. Эпоха и проблемы. Художники и произведения. М., 1991.

9. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI в. М., 1972.

10. Либман М.Я. Дюрер. М., 1957.

11. Львов С.Л. Альбрехт Дюрер. М., 1985.

12. Матвиевская Г.П. Альбрехт Дюрер – учёный. М., 1987.

13. Немилов А. Грюневальд. М., 1972.

14. Нессельштраус Ц.Г. Альбрехт Дюрер. 1471-1528. М.-Л., 1961.

15. Пуришев Б.И. Своеобразие немецкого Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

16. Ревункова Н.В. Ренессансное свободолюбие и идеология Реформации. М., 1988.

17. Рутенбург В.И. Дюрер и Грюневальд // Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

18. Рутенбург В.И. Лютер и Мюнцер // Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

19. Сидоров А.А. Дюрер. М.-Л., 1937.

20. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформаторское движение в Германии. М., 1978.

21. Степанов А.В. Мастер Альбрехт. Л., 1991.

22. Штекли А. Томас Мюнцер. М., 1961.

Тема 11. Возрождение во Франции

1. Анисимов И.И. Рабле // Анисимов И.И. Живая жизнь классики. М., 1974.

2. Артамонов С.Д. Мишель Монтень и французский Ренессанс // Писатель и жизнь. М., 1963.

3. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. М., 1964.

4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

5. Вийон Ф. Лирика. М., 1981.

6. Виппер Ю.Б. Ренессансные традиции и пути развития французской поэзии и драматургии начала XVII века // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

7. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. Становление литературной школы. М., 1976.

8. Воронина Т.С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994.

9. Гуковская З.В. Из истории лингвистических воззрений эпохи Возрождения (Теория языка у Плеяды). Л., 1990.

10. Евдокимова Л.В. Французская ренессансная комедия второй половины XVI века и античная традиция // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

11. Евнина Е.М. Франсуа Рабле. М., 1948.

12. Клетеник И.К. Композиция новелл Деперье // Метод и мастерство. Вологда, 1970.

13. Комарова В.П. Шекспир и Монтень. Л., 1983.

14. Кржевский Б.А. Франсуа Рабле // Кревский Б.А. Статьи о литературе. М.-Л., 1960.

15. Михайлов А.Д. Некоторые черты французского Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

16. Монтень М. Опыты. В 3-х томах. М.,

17. Обинье Т.А. де. Трагические поэмы. Мемуары. М., 1949.

18. Пинский Л. Смех Рабле // Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

19. Подгаецкая И.Ю. Поэтика Плеяды // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

20. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1961.

21. Ронсар П. де. О вечном: Избранная лирика. М., 1997.

22. Сен-Бёв Ш. Монтень // Сен-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

23. Сен-Бёв Ш. Неизданные произведения Ронсара // Сен-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

24. Смирнов А.Л. Рабле и его роман // Смирнов А.Л. Из истории западноевропейской литературы.  М.-Л., 1965.

25. Шишмарёв В.Ф. Пьер Ронсар // Шишмарёв В.Ф. Избранные статьи. М.-Л., 1965.        

Тема 12. Ренессанс в Англии

1. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

2. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

3. Бэкон Ф. Сочинения. М., 1971-72.

4. Воронина Т.С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994.

5. Динамов С. «Гамлет». Характеры трагедии «Отелло» // Динамов С. Зарубежная литература. М., 1960.

6. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. Очерк творчества. М., 1965.

7. Кагарлицкий Ю.И. Шекспир и Вольтер. М., 1980.

8. Козинцев Г.М. Наш современный Вильям Шекспир. Л.-М., 1966.

9. Левин Ю.Д. Шекспир и русская литература XIX века. Л., 1988.

10. Липков А.И. Шекспировский экран. М., 1975.

11. Минц Н.В. Старое и всегда современное: Парадоксы Шекспира. Шекспир в английском театре XVIII-XIX веках. М., 1990.

12. Мор Т. Утопия. М.-Л., 1953.

13. Морозов М.М. Шекспир. М., 1956.

14. Морозов М.М. Кристофер Марло // Морозов М.М. Избранные статьи и переводы. М., 1954.

15. Морозов М.М. Статьи о Шекспире. М., 1964.

16. Морозов М.М. Театр Шекспира. М., 1984.

17. Осиновский И.Н. Томас Мор. М., 1974.

18. Парфёнов А.Т. Кристофер Марло. М., 1964.

19. Пинский Л. Трагическое у Шекспира // Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

20. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

21. Самарин Р.М. Шекспир и проблема синтеза в литературах Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

22. Сапрыкин Ю.М. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985.

23. Смирнов А.А. Шекспир. Л.-М., 1963.

24. Урнов Д.М. Формирование английского романа эпохи Возрождения (Лили, Нэш, Делони) // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.

25. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герои и его время. М., 1964.

26. Шведов Ю.Ф. Вильям Шекспир. Исследования. М., 1977.

27. Шульц Ю. Р. Поэзия Томаса Мора // Античность и современность. М., 1972.

Тема 13. Ренессанс в Испании

1. Алпатов М.В. Се6рвантес и Веласкес // Культура Испании. М., 1940.

2. Балашов Н.И. Ренессансная проблематика испанской драмы  XVII в. на восточнославянские темы // Славянские литературы. М., 1963.

3. Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1979.

4. Банго В.Е. Дорогами «Дон Кихота». Судьба романа Сервантеса. М., 1988.

5. Берковский Н.Я. Новеллы Сервантеса // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.-Л., 1962.

6. Державин К.Н. Сервантес и «Дон Кихот». Л., 1933.

7. Игнатов С. Испанский театр XVI-XVII веков. М.-Л., 1939.

8. Каганэ Л.Л. Испанский портрет XVI в. Его социальная и гуманистическая основа // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

9. Кржевский Б.А. Сервантес. «Дон Кихот» на фоне испанской литературы  XVI-XVII  столетий // Кржевский Б.А. Статьи о зарубежной литературе. М.-Л., 1960.

10. Менендес П.Р. Избранные произведения. Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения. М., 1961.

11. Нусинов И.М. Дон-Кихот // Нусинов И.М. История литературного героя. М., 1958.

12. Пинский Л. Сюжет «Дон-Кихота» и конец реализма Возрождения // Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

13. Плавскин З.И. Политическая мысль Испании XVI-XVII вв. и драматургия эпохи Возрождения // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

14. Плавскин З.И. Литература Возрождения в Испании. СПб., 1994.

15. Снеткова Н.П. «Дон Кихот» Сервантеса. Л., 1970.

16. Соколянский М.Г. О сервантесовском типе романа (к проблеме типологии жанра) // Проблема жанра в англо-американской литературе. Свердловск, 1976.

17. Томашевский Н.Б. Традиция и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. М., 1981.

18. Узин В.С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега. М., 1963.

19. Франк Б. Сервантес. М., 1960.

20. Шкловский В.Б. Рождение нового романа // Шкловский В.Б. Повести о прозе. М., 1966.

21. Штейн А.Л. Не надо быть Дон-Кихотом // Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. М., 1977.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Идейно-философские и эстетические основы Возрождения.

2. Связь Возрождения со средневековьем.

3. Возрождение в европейских странах: социально-исторические предпосылки, временные границы, основные представители.

4. Представления ренессансных мыслителей о своём времени.

5. Подходы к определению Возрождения в западной и отечественной науке.

6. Обращение к античному наследию в эпоху Ренессанса.

7. Развитие науки в эпоху Возрождения.

8. Новый взгляд на искусство, проблема творчества.

9. Значение понятий «гуманизм» и «гуманист».

10. Основные стили в искусстве средневековой Европы.

11. Философско-эстетические учения Фомы Аквинского и Франциска Ассизского.

12. Новая живописная система Джотто.

13. «Новый сладостный стиль» в итальянской поэзии.

14. Значение «Новой жизни» в творческой биографии Данте.

15. Философские, политические, этико-моральные убеждения Данте (по одному из трактатов).

16. Идейно-художественное своеобразие «Божественной комедии» Данте.

17. Петрарка: личность поэта в его исповедальных произведениях.

18. Притягательная сила «Канцоньере» Ф. Петрарки (яркость и глубина чувства, очарование образа возлюбленной).

19. Влияние творчества Петрарки на последующую литературу. Петраркизм.

20. Преломление античных традиций в раннем творчестве Дж. Боккаччо.

21. Жанровое своеобразие «Декамерона» Боккаччо.

22. Основные черты искусства раннего итальянского Возрождения. Новое в изображении человека и земного мира.

23. Философско-эстетические взгляды Л.Б. Альберти.

24. Гражданские идеалы итальянских гуманистов XV века.

25. Пико делла Мирандола и Лоренцо Валла о человеке и его возможностях.

26. Представление итальянских гуманистов об идеальном человеке.

27. Проповедническая деятельность Савонаролы и его влияние на умы современников.

28. Теологические трактаты Савонаролы: какой должна быть истинная вера.

29. Трактат Макиавелли «Государь»: политика и мораль.

30. Макиавелли и «макиавеллизм».

31. Социальная утопия в Италии XVI-начала XVII века.

32. Леонардо да Винчи о живописи и возможностях художника.

33. Универсализм Леонардо (изобретательская и исследовательская деятельность художника).

34. Трактовки знаменитых полотен Леонардо.

35. Мир и человек в творчестве Микеланджело.

36. Идеал гармонии и красоты в картинах Рафаэля.

37. Ренессансный рыцарский роман.

38. Новелла зрелого Возрождения: сюжеты и образы.

39. Черты маньеризма в поэме Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим».

40. Маньеризм как философское и художественное направление.

41. Основные положения учения Дж. Бруно.

42. Дюрер и Грюневальд как основные представители немецкого Возрождения.

43. Реформация: истоки, развитие, историческое значение.

44. Мартин Лютер – вдохновитель Реформации.

45. Человек в поисках истины: «Опыты» Монтеня.

46. Отражение ренессансных идеалов в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

47. Творчество поэтов Плеяды.

48. Философское учение Ф. Бэкона.

49. Отражение кризиса мировосприятия в трагедиях В. Шекспира.

50. Творчество Сервантеса и особенности испанского гуманизма.

Примерная тематика сообщений и рефератов

1. Обращение к античному наследию в творчестве художников и писателей Возрождения (на выбор).

2. Представление о Возрождении как «диалогичной» эпохе в трудах         Л.М. Баткина.

3. Образ Возрождения в трудах Я. Буркхардта.

4. Мир и человек в философии Фомы Аквинского и Франциска Ассизского.

5. Особенности поэтики «Новой жизни» Данте.

6. Основные образы и мотивы в поэзии представителей «нового сладостного стиля».

7. Проблематика трактатов Данте и её связь с идейно-философским содержанием «Божественной комедии».

8. Античность в творчестве Данте.

9. Поэзия Ф. Петрарки в русских переводах.

10. Природа любви в «Канцоньере» Ф. Петрарки.

11. Особенности повествования в новелле Дж. Боккаччо «Фьяметта».

12. «Декамерон» Дж. Боккаччо и итальянская новелла Возрождения.

13. Особенности искусства раннего Ренессанса (на примере творчества одного из художников).

14. Трактаты об искусстве Ченнино Ченнини и Леон Батиста Альберти.

15. Общественно-политические идеалы представителей гражданского гуманизма.

16. Флорентийская академия как культурный феномен итальянского Возрождения.

17. Савонарола и историческое значение его деятельности.

18. Проблемы государственного управления в трактате Макиавелли «Государь».

19. Утопия Т. Кампанеллы «Город Солнца».

20. Леонардо да Винчи о живописи.

21. Загадка полотен Леонардо.

22. Творчество С. Боттичелли.

23. Человек в живописи и скульптуре Микеланджело.

24. «Мадонны» Рафаэля.

25. Маньеризм в итальянской живописи и литературе.

26. Возрожденческие и барочные мотивы в героической поэме Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим».

27. Альбрехт Дюрер как представитель немецкого Возрождения.

28. Деятельность Мартина Лютера. Становление протестантизма.

29. Поэзия Ф. Вийона.

30. Кризис возрожденческих идей в трагедиях В. Шекспира.

Впервые опубликовано: Симонова Л.А. Мыслители Возрождения. Учебная программа курса // Сборник программ курсов по выбору студентов. Спецкурсы. М.: МГПИ. 2006. С.103-122.
Создано на Craftum