28 января 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 220-летию со дня рождения Проспера Мериме
В программе:

Лекция-презентация «Мериме: новеллист и мистификатор».

В лекции рассматривается личность французского писателя, его политическая карьера, литературные интересы и любовные увлечения. Мериме определяется как крупнейший мастер новеллистического жанра. Очерчиваются основные особенности жанра новеллы, предлагается экскурс в историю развития новеллы (от античности до современности). Особое внимание уделяется повествовательным и стилистическим особенностям новелл Мериме. В лекции даётся характеристика историческим, психологическим, экзотическим и фантастическим новеллам писателя. Мериме определяется как искусный мистификатор, в частности, рассматривается книга пьес «Театр Клары Гасуль» и сборник баллад «Гюзла». Ставится вопрос об удачности литературных мистификаций, мастерстве стилизации Мериме (доверие Пушкина, Мицкевича), проводятся параллели с другими примерами мистификаций в литературе. Мериме представляется как яркий романист: анализируется его роман «Хроника времён Карла IX», разбирается характер историзма в романе, указывается на полемику писателя с историческим методом В.Скотта и В. Гюго. 

Круглый стол. Тема: «Россия и Франции: диалог двух национальных литератур».

Проблемы: взаимовлияние (переклички, заимствования, идейное и поэтологическое сближение) русской и французской литератур в XIX веке; восприятие русской литературы во Франции (Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского) и роль в культурном и литературном сближении Мериме (статьи писателя о русской литературе); восприятие французской литературы в России (влияние французской поэзии и прозы на творчество русских авторов); оценка произведений и личности Мериме русскими писателями.

Беседа за чаем. Тема: «Образ Кармен в кино и театре».

Вопросы для обсуждения: история экранизации новеллы Мериме, причина привлекательности образа Кармен, трактовки характера и исполнительницы главной роли; опера Жоржа Бизе «Кармен» - история создания, причины успеха, опера Бизе на мировых сценах; «Кармен-сюита» Р.Щедрина, Майя Плисецкая в роли «Кармен», лучшая роль балерины.
25 февраля 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 490-летию со дня рождения Мишеля Монтеня
В программе:

Лекция-презентация «Монтень – изобретатель эссе».

В лекции рассматривается личность Монтеня как представителя французского Возрождения, его место в развитии французской прозы. Особое внимание уделяется философским идеям Монтеня, его представлениям о человеке, влиянию на его взгляды античной философии. Анализируется особенность оценки Монтенем человеческой личности, скептицизм и стоицизм философа. Разбирается уникальный характер книги «Опыты», особенность автобиографического письма, обнаружение внутреннего «я». Монтень представлен основоположником европейской автобиографической прозы и изобретателем жанра эссе. В лекции даётся экскурс в историю развития автобиографического повествования, а также эссеистического жанра. Поднимается проблема связи взглядов Монтеня и других представителей европейского Возрождения (Рабле, Боккаччо, Сервантеса, Шекспира).     

Круглый стол. Тема: «История французской автобиографической прозы: от Монтеня до Барта».

Проблемы: жанры автобиографической прозы (автобиография, мемуары, переписка, дневник, записные книжки и т.д.), проблема документальности и фикциональности, поэтологическая природа автобиографического романа, вымысел и правда в автобиографическом письме, основные французские представители автобиографической прозы; роль «Опытов» Монтеня в развитии автобиографического письма, автобиографическая проза французских романтиков (Констана, Сталь, Санд, Бальзака) и модернистов (Ренан, Валери, Жид, Камю); «Ролан Барт о Ролане Барте» как автобиографический эксперимент. 

Беседа за чаем. Тема: «Могу ли я писать эссе?».

Вопросы для обсуждения: что такое литература, всякое ли письмо является литературой, притягательность исповеди на бумаге, причина доверия / недоверия письму о себе, когда нужно брать в руки ручку, десять причин писать о себе; письмо – дневник – записки – автобиография; зачем сочинять себя; великие сочинители самих себя.  
25 марта 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 110-летию со дня рождения Альбера Камю
В программе:

Лекция-презентация «Камю – гениальный философ и романист XX века».


В лекции освещается биография и личность Камю, подробно рассматривается мировоззрение писателя, его идейные поиски. Анализируется особенность писательского метода Камю – принцип работы над романами, роль записных книжек в художественном замысле и организации повествования. Особое внимание уделяется вопросу о литературном творчестве как способе философствования. Предлагается экскурс в историю развития экзистенциализма как направления в европейской философии XX века. Определяется место Камю во французском экзистенциализме, его вклад в развитие философской прозы. Раскрывается проблема «абсурда» и «экзистенциального выбора». Разбирается выражение философских идей Камю в раннем творчестве (эссе «Миф о Сизифе», драма «Калигула»), подробно характеризуется повествовательная техника в романе «Посторонний», служащая изображению человека в абсурдном мире. Прослеживается эволюция взглядов писателя на примере романа «Чума», драмы «Праведники» и эссе «Человек бунтующий». Анализируется повесть «Падение» как итоговое произведение Камю: проблема исповедальности (самопародия или самооправдание), отношение между автором и героем, критика экзистенциализма.       

Круглый стол. Тема: «Камю – Сартр: спор исторический и вечный».

Проблемы: история и человек, абсолютизация власти истории над человеком, проблема выбора (свобода или заданность), отношение к идеологии, опыт фашистской чумы и отношение к Советскому Союзу французской интеллигенции, столкновение позиций Сартра и Камю, логика философской и этической мысли двух философов, фашизм и коммунизм – наличие и отсутствие выбора, человек перед судом совести, индивидуальная ответственность, нравственность и политика.

Беседа за чаем. Тема: «Роман Камю «Чума» – гениальный роман о европейской современности».

Вопросы для обсуждения: возможные трактовки мифологемы «чума» (эпидемия, фашизм, мировое зло), проблема этического выбора, борьба со злом как абсурд и экзистенциальная необходимость, правда человеческого существования в страдании и воле к действию, угроза современного мира и противостояние хаосу, проблема человеческого самостояния, выбор ценностей и поиск веры. 
29 апреля 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 410-летию со дня рождения Франсуа де Ларошфуко
В программе:

Лекция-презентация «Ларошфуко – гениальный мастер парадокса».


Рассматривается фигура Ларошфуко в контексте классицистической эпохи. Очерчивается личность писателя, его философские взгляды и политические убеждения (отношение к королевской власти, участие во Фронде). Ларошфуко характеризуется как автор автобиографического повествования, анализируются его «Мемуары» (признаки мемуарного жанра, автор-повествователь, изображение исторического времени). В лекции подробно разбирается сочинение Ларошфуко «Максимы, или Моральные размышления». Внимание уделяется особенности изучения Ларошфуко человека: сплетение физиологического, эмоционального и рационального начал. Поднимается вопрос о морализаторстве Ларошфуко. Ставится проблема афоризма и принципа афористического мышления. Делается экскурс в историю афоризма. Ларошфуко определяется как изобретатель литературного жанра максимы.   Проблематизируется представление о пессимизме Ларошфуко, его сомнении в нравственных основах человеческих поступков. В лекции подробно рассматривается приём парадокса как определяющий в высказываниях Ларошфуко. Предлагается определение «парадокса» в философском и лингвистическом аспектах. Разбирается роль парадокса в науке, а также парадокс в обиходной речевой практике. Указывается на парадоксальность как на одну из характерных черт современного научного познания. Предлагаются парадоксы Ларошфуко, его исторических предшественников и современников.

Круглый стол. Тема: «Морализм в сочинениях французских прозаиков XVII века».

Проблемы: вопрос о человеческой природе (эмоционально-чувственное и разумное начало) и принципе разумной воли, нравственно-этическое основание человеческих поступков, критерии определения личности, индивидуальное и социальное в человеке, античные и религиозные принципы оценки, проблема добродетели и порока (проблемы разбираются на примере сочинений Ларошфуко, Лабрюйера, Мадам де Лафайет, Фенелона, Перро).

Беседа за чаем. Тема: «”Максимы” Ларошфуко: критический анализ».

Вопросы для обсуждения: что я знаю о афоризмах Ларошфуко, изображение человека писателем, моё отношение к правде Ларошфуко, можно ли согласиться с тем, что эгоизм является двигателем человеческих поступков («Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки»).
27 мая 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 120-летию со дня рождения Ремона Кено
В программе:

Лекция-презентация «Ремон Кено – гениальный экспериментатор литературного письма».


В лекции рассматривается личность и биография Ремона Кено. Кено характеризуется как участник сюрреалистического движения и основатель УЛИПО («Цеха потенциальной литературы»). Разбирается становление и развитие сюрреализма во французской литературе (дадаизм как исток сюрреализма, литературное творчество и эстетико-теоретические работы Бретона, поэзия Элюара, раннего Арагона). Подробно характеризуются философские и эстетические основы сюрреализма: связь с психоанализом, разрушение иллюзии реальности, абсолютизация интуитивного прозрения, обращение к бессознательному опыту, погружение в сферу сна, галлюцинации, грёзы, принцип автоматического письма, приём ошеломляющей метафоры. Поэзия Кено анализируется в контексте сюрреалистической поэтики: эксперимент с образностью, рифмой и ритмикой поэтического текста. Особое внимание уделяется прозе Кено: жанрово-стилистической игре в романе «Стилистические упражнения», языковому эксперименту в романе «Зази в метро» (использование разговорного языка, просторечия и жаргона). Рассматривается игровой элемент в прозе Кено, использование писателем гротеска, каламбура.

Круглый стол. Тема: «Использование грубого просторечия и жаргона в литературе и кино: за и против».

Проблемы: причины использования просторечия и жаргона в литературе и кино (примеры и их анализ), важность воссоздания социальной среды и характера героя, асоциальность героев литературы (Вийон как один из первых примеров использования жаргона в поэзии; воссоздание уголовного мира в романе Жана Жене «Чудо о розе»), образы маргиналов и преступников в современном кинематографе – особенности языка героев.

Беседа за чаем. Тема: «Сюрреализм в литературе и живописи».

Вопросы для обсуждения: особенности сюрреалистическое поэзии и прозы (Элюар, Арагон, Бретон, Кено) в соотнесённости с сюрреализмом в живописи (Дали, Пикассо), язык поэтического образа / язык формы живописного полотна, «нереалистичность» изображения, фантастическое как сущностное и истинное.
24 июня 19.00 (суббота) Литературная гостиная посвящена 110-летию со дня рождения Клода Симона
В программе:

Лекция-презентация «Клод Симон и «новый роман»».

В лекции прослеживается жизненный путь Клода Симона, его политическая и творческая активность. Рассматривается его романическое творчество и вручение писателю Нобелевской премии по литературе. Особое внимание уделяется принадлежности Симона к литературному направлению «новый роман». Разбирается литературная ситуация во Франции в 50-60-е годы, спор новороманистов с классическим романом бальзаковского типа, поиск представителей «нового романа» новой повествовательной техники. Определяются основные поэтологические особенности «нового романа»: сюжетные, композиционные, изображение персонажа, характер изображения времени и пространства, лейтмотивные образы и детали, принцип ассоциаций, метафорические, символические связи между явлениями, описательность стиля, «шозизм».   

Круглый стол. Тема: «”Дороги Фландрии” – лучший роман Клода Симона».

Проблемы: роман как иллюстрация принадлежности писателя к школе «нового романа», приёмы «шозистского письма» в романе, использование приёма потока сознания, сплетение лейтмотивов любви и смерти, близость трагедии и фарса.

Беседа за чаем. Тема: «Классический и модернистский роман».

Вопросы для обсуждения: реализм или модернизм – выбор современного читателя, принципы повествования в классическом романе XIX века и восприятие его читательской аудиторией (Диккенс, Бронте, Теккерей, Бальзак, Стендаль, Флобер), сюжеты, изображение истории и общества, судьбы героев и их характеры; принципы повествования в модернистском романе XX века (Джойс, Вульф, Пруст, Кафка, Клод Симон, Натали Саррот, Рой-Грийе), интеллектуальное затруднение, учёт художественного эксперимента, роль читателя как соавтора.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum